Вице–президент AB InBev Ричард Уайт: за нашим урожаем следят спутники и дроны

Автор фото: Архив "ДП"

Ричард Уайт, вице–президент по закупкам и устойчивому развитию зоны "Европа" пивоваренной компании AB InBev, рассказал "ДП" о цифровых технологиях в сельском хозяйстве, об экономии за счет диджитализации, а также о работе с российскими фермерами, тренде на здоровый образ жизни и перспективах безалкогольного пива в России.

Сегодня очень много говорят об инвестировании в цифровые технологии в агропроме. Какие проекты реализует ваша компания в Европе и России?

— В сельском хозяйстве у нас есть ключевой проект SmartBarley (в переводе с англ. "Умный ячмень"), который представляет собой целый комплекс инструментов и помогает фермерам использовать современные технологии для повышения урожайности и улучшения качества зерна. В России он существует с 2014 года, в Европе с 2010 года. Сейчас в этой программе участвуют 50 тыс. фермеров по всему миру. Они получают информационную панель, позволяющую им анализировать свою практику выращивания ячменя и сравнивать ее с результатами других фермеров по всему миру. Программа дает советы по уровню влажности, количеству удобрений, которые необходимо использовать в той или иной местности — то есть предоставляет фермеру полную картину его поля.
Благодаря ее внедрению в России за несколько последних лет совместно с нашими партнерами нам удалось сэкономить примерно $3 млн.

Можете привести примеры внедрения цифровых технологий?

— Это спутниковый мониторинг посевов — изображения полей, полученные на основе регулярного спектрального анализа спутниковых снимков. С их помощью определяются проблемные районы на посевных площадях. Есть еще система анализа эффективности выращивания ячменя. С ее помощью можно анализировать показатели урожайности, сравнивать хозяйства и выявлять наиболее результативные методики выращивания ячменя. Есть еще внутренний научно–исследовательский проект, который объединяет команду агрономов, технологов, генетиков и селекционеров, работающих с передовыми агропромышленными институтами и университетами по всему миру. Проект фокусируется на испытаниях различных сортов ячменя, опытах по управлению урожайностью, повышении устойчивости сельскохозяйственных культур к воздействию внешних факторов.

Сколько фермеров в России с вами работает? Как вы их отбираете?

— В России к программе SmartBarley подключено около 120 фермерских хозяйств. Спутниковый контроль производится на площади более 20 тыс. га, и эти показатели постоянно увеличиваются. Что касается отбора, то прежде всего фермеры сами должны захотеть присоединиться к нам и использовать современные технологии в своем хозяйстве. Еще один важный аспект — это сорта ячменя, которые выращивает каждый конкретный фермер.

Россия — очень большая страна. Фермеры, с которыми вы работаете, рассредоточены по всей территории? Как вы мониторите их поля?

— Безусловно, есть географические области с богатым потенциалом для сельского хозяйства и, в частности, для выращивания ячменя. Но в то же время для нас большую роль играет близость фермерских хозяйств к производству. Что же касается мониторинга полей и посевов с помощью спутников и дронов, мы применяем такие технологии в других странах, например в Мексике, для оценки качества почвы и наблюдения за ростом урожая. Полученные данные помогают улучшить результаты и обеспечить высокое качество урожая.

Какие новые технологии вы используете в Европе, а в России еще нет?

— Пока мы не используем в России технологию NDVI (нормализованный относительный индекс растительности) для контроля содержания азота в почве. Ее суть в применении портативных датчиков, которые анализируют содержание азота в почве и на основе полученных данных дают фермерам рекомендации по использованию удобрений.
Для тестирования этой технологии были выбраны Мексика и США. Так, в США она применялась в 40 фермерских хозяйствах на полях общей площадью более 400 га и показала хорошие результаты.
Рекомендации, разработанные на основе показаний датчиков, позволили фермерам снизить расход азотных удобрений на 42 кг на 1 га, причем урожай получился не хуже того, который выращивают с помощью традиционных методов.
В России мы планируем начать тестирование технологии в 2019 году. Кроме этого, в будущем мы планируем подключить Россию к платформе Agrible, что поможет нам составлять отчетность в области устойчивого развития и позволит фермерам прогнозировать урожай на основе погодных условий и используемых методов хозяйствования.

В связи с сокращающимся рынком пива в России нет ли планов по сокращению площади полей, закрытию заводов?

— Даже если пивоваренный рынок в России продолжит снижение, наша компания нацелена на рост. Так, в этом году мы завершили сделку по объединению бизнесов с Anadolu Efes в России, что еще раз говорит о нашем намерении развиваться и занять сильные позиции на рынке. Также мы уверены, что грядущий чемпионат мира по футболу, который пройдет в России, даст нам дополнительный импульс для роста.

Как вы оцениваете перспективы развития пивоваренного рынка в России?

— Современная российская пивоваренная индустрия представляет собой конкурентоспособную и высокотехнологичную отрасль, которая вносит серьезный вклад в экономику государства. В качестве одного из ключевых направлений для роста мы видим развитие безалкогольной категории, так как для этого в России есть огромный потенциал. Тенденция, касающаяся популяризации здорового образа жизни, увеличение роли спорта и текущая политика правительства, направленная на снижение потребления алкоголя, — все это приводит к тому, что потребители переключаются на слабоалкогольную и безалкогольную продукцию.
Мы поставили себе цель увеличить долю слабоалкогольного и безалкогольного пива до 20% своего портфеля продукции к 2025 году. Мы рассчитываем достичь таких результатов с помощью маркетинговых и рекламных методов, а также инвестиций в эту категорию. Наша компания с нетерпением ждет начала чемпионата мира по футболу, мы уверены, что этот турнир поможет сделать данную категорию продукции более популярной.

Может ли тренд на здоровый образ жизни и сокращающийся объем рынка алкогольного пива привести к тому, что через 20–30 лет у пивоваренных компаний портфель будет выглядеть кардинально иначе? Около 20–30% будет приходиться на алкогольные направления, а 70% — на безалкогольные и слабоалкогольные?

— Если бы я мог это предвидеть, то был бы самым богатым человеком на земле (смеется). Сейчас сложно предсказать, какая ситуация сложится на рынке через 20–30 лет. Рынок постоянно меняется, но если говорить о текущем тренде на здоровый образ жизни, то он действительно существует.
AB InBev следит за актуальными тенденциями и меняющимися потребностями наших потребителей. У нас есть целые команды, которые занимаются изучением потребительских вкусов, предпочтений и привычек.