Частные управляющие компании с 1 июня начнут проводить собрания жильцов, запуская процедуру перехода на прямые договоры с поставщиками ресурсов. Речь идет о перераспределении денежного потока размером более 80 млрд рублей в год и создании центра взыскания долгов.
В переходе на прямые договоры заинтересованы далеко не все участники рынка, а на пути этой инициативы стоит трудноразрешимая проблема многомиллиардных долгов УК перед энергетиками. Чтобы ее решить, управдомы предлагают создать мегаколлектора, которому будут переданы все долги петербуржцев за тепло, горячую и холодную воду.
Миллиарды на счетчике
С 1 июня УК собираются воспользоваться апрельскими поправками в Жилищный кодекс, позволяющими собственникам помещений жилого дома начать платить за любые коммунальные ресурсы напрямую поставщикам, сообщил "ДП" председатель СРО "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" Евгений Пургин. Для этого собственникам достаточно провести общее собрание жильцов дома и известить о решении каждую конкретную ресурсоснабжающую организацию (РСО).
У РСО есть 3 месяца, после которых прямые договоры становятся действующими автоматически. При этом заключения договора в письменной форме не требуется.
Сейчас в Петербурге насчитывается 22 564 многоквартирных дома, их поделили между собой 362 УК и 1332 товарищества собственников жилья. 14 010 домов, или 62%, управляется государственными жилкомсервисами. Все вместе домовладения генерируют, по оценке управляющих, минимум 7 млрд рублей платежей в месяц, 4,34 млрд из них проходит через государственные ЖКС. В общую сумму не входят платежи за электроэнергию и газ, которые уже оплачиваются по прямым договорам.
В первую очередь УК хотят избавиться от посредничества в оплате услуг ГУП "ТЭК", ООО "Петербургтеплоэнерго" и ГУП "Водоканал СПб".
По данным саморегулируемой организации "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере", объединяющей примерно 15% УК, общая сумма долгов за тепло, горячую и холодную воду составляет больше 20 млрд рублей.
В городском жилищном комитете, опираясь на данные комитета по экономической политике от 1 мая, называют другую цифру — 10,8 млрд рублей. По данным чиновников, на долю государственных ЖКС приходится 6 млрд рублей долгов, частных УК — 4,2 млрд рублей, ТСЖ и подобных объединений жильцов — 630 млн рублей.
УК и ТСЖ валят всю вину за долги на неплательщиков. Их, по данным управляющих, 5–50% в каждом доме (в зависимости от возраста строения и социального положения владельцев квартир). УК платят РСО по показаниям общих счетчиков, тогда как у собственников помещений данные собирают по квартирному счетчику или нормативу, сетуют в Ассоциации УК.
"Город может прощать долги своим ЖКС, а нам кто простит? — вопрошает председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова. — Мы выигрываем суды у неплательщиков, а что толку, если судебные приставы завалены работой, а у маргиналов все равно ликвидного имущества просто нет?"
Собрать и поделить
Именно наличие многомиллиардных долгов может послужить непреодолимым препятствием для перехода на прямые договоры.
"Не секрет, что сейчас УК отдают долги за август (условно) из денег, собранных в апреле следующего года, — рассуждает Евгений Пургин. — Из чего управляющие организации смогут отдавать долги, когда поток платежей пойдет напрямую коммунальным монополистам?"
СРО предлагает к осени создать Центр урегулирования задолженностей — юридическое лицо, которое аккумулирует все накопившиеся долги управляющих организаций. УК и объединения жильцов, по задумке авторов идеи, когда собственники помещений перейдут на прямые договоры, смогут начать работать с чистого листа, а центр получит полномочия преследовать должников.
Причем в СРО полагают, что в идеале такой мегаколлектор должен работать на базе ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования", поскольку государственным структурам горожане больше доверяют (тем более что в результате перехода на прямые договоры как раз именно ВЦКП будет терять деньги).
Несмотря на это, городские структуры к идее создания мегаколлектора относятся прохладно. В ВЦКП заявили "ДП", что предложенный СРО вариант им не интересен. В ГУП советуют частным управляющим организациям брать пример с государственных, где, согласно официальным цифрам, задолженность упала за год на 30%. Причина, говорят в ВЦКП, "в совмещении ведущейся претензионно–исковой работы с приведением к единым цифрам площади обслуживаемых домов в документах УО и РСО, внедрением системы дистанционного выявления подозрительных показаний счетчиков, уточнением количества проживающих в квартирах".
"Делегирование работы с задолженностью физлиц на сторону не отменит рост задолженности УК, если никто не будет работать с каждой квартирой. Получается, надо дублировать численность УК. Какой смысл? Хоть десять центров создай, — убежден начальник отдела развития ГУП ВЦКП Александр Локтионов. — Содержание подобной мегаструктуры съест всю задолженность и еще сверху в тариф попросит".
Раскошелиться — приготовиться
В жилищном комитете уверяют, что платежи собственников помещений, обслуживаемых государственными ЖКС, и так идут напрямую РСО — а это почти 70% петербургских жилых домов. "Формально деньги поступают в ВЦКП и оттуда сразу энергетикам", — говорит начальник информационного сектора жилищного комитета Тамара Панченко.
Коммунальщики, к примеру, в "Водоканале СПб" говорят, что к переходу на прямые договоры готовы, "поскольку такая возможность для некоторых категорий абонентов и так уже предусмотрена существующим законодательством". "На самом деле все понимают, что поставщикам тепла, горячей и холодной воды невыгодно переходить на прямые договоры — в отличие от света и газа объемы требуют регулировки в зависимости от сезона", — рассуждает источник в одной из крупных коммунальных компаний.
Поставщику придется вложить минимум по 10–15 млн рублей в создание абонентского пункта, который будет работать с каждым потребителем, подсчитал эксперт, поэтому не исключены попытки давления на управляющих и срыв под любыми предлогами собраний собственников жилья.
“
Оплата ресурсов без посредников в целом может привести к оздоровлению рынка организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами. Прямой договор также заключается автоматически и в случае, когда при своевременной оплате жильцами счетов за газ, свет, воду или тепло управляющая организация не перечисляет эти средства ресурсоснабжающей компании, а накапливает задолженность в течение более чем 2 месяцев. При этом вернуться к прежней схеме оплаты за ресурсы этой управляющей организации будет уже невозможно.
Александр Тимков
председатель комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленобласти
“
Созданная в Петербурге система ВЦКП, наличие в этой системе расщепления поступивших платежей на деньги управляющих и деньги РСО хорошо работает. Стоит ли идти впереди РФ и создавать прецедент?.. Прямые договоры не освободят граждан от отношений с УК, усложнят контроль за качеством поставляемых услуг, оплату расходов коммунальных ресурсов и потерь. На чьи плечи лягут расходы на содержание счета, составление платежек? Наконец, стоит помнить: правильно провести собрание собственников — сложная процедура.
Людмила Соловьева
заместитель главы жилищного комитета Санкт–Петербурга
“
Оплатить без долгов поступающее в дом тепло и воду — целое искусство. Поставщик измеряет теплоноситель в гигакалориях — а нам приходится переводить их для жильцов в литры. Если температура носителя на входе в дом хотя бы +45°C, литров хватает — притом что по СанПиН температура должна быть +60°C. Зимой долги за горячую воду управляющие покрывают, например, из денег за тепло, а летом… То же самое с водоотведением. Норматив не утвержден, но счета поставщик выставляет. Храбрые управляющие идут в суд и отвоевывают. Остальные терпят и копят долги.
Марина Акимова
председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт–Петербурга
“
Управляющие компании и жилкомсервисы, платящие за коммуналку по тарифам, рассчитанным от себестоимости, в принципе не могут генерировать прибыль. Кроме того, около 10% выручки теряется на разнице между поступившим ресурсом и фактическим потреблением. Еще 5% — на тех, кто не платит. Как покрыть 15% потерь, платить зарплаты и прочие расходы плюс иметь хотя бы 3% дохода? Брать из средств, отложенных на ремонт. Вот откуда бесконечные разговоры о банкротствах УК и ЖКС.
Владимир Хильченко
бывший владелец первого частного ЖКС "Созвездие"