Бизнес привык бегать на красный свет. Как продвигается работа по снижению административных барьеров в Петербурге

Автор фото: Андрей Кульгун

Петербург планомерно снижает число согласований в строительной отрасти и делает более доступным общение бизнеса и власти. То, что уже сделано и что еще предстоит сделать, предприниматели обсудили на круглом столе "ДП" с главой КГА Владимиром Григорьевым.

"Деловой Петербург":

Владимир Анатольевич, КГА активно участвует в штабе по улучшению инвестиционного климата и снижению административных барьеров. Каких результатов удалось достичь за последние 2 года?
Председатель КГА администрации Петербурга Владимир Григорьев
Автор: Сергей Ермохин

Владимир Григорьев , председатель комитета по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга:

Результаты существенные. Правительство города активно внедряет цифровые технологии и оказание государственных услуг в электронном виде. Наш комитет и профильные ведомства стремятся к оптимизации этих процедур и сокращению сроков получения согласований и разрешений, необходимых в инвестиционно–строительной сфере.
Что мы делаем? Введена процедура подачи заявок и получения градостроительных планов земельных участков в электронном виде. Документы можно подать и получить как в КГА, так и в МФЦ. Мы также в рамках временного порядка принимаем от заявителей на рассмотрение и согласование в электронном виде проекты планировки территории.
Стоит отметить, что вопрос предоставления исходных данных и согласования исполнительными органами государственной власти в установленные сроки заданий на разработку проектов планировки территории (ППТ) находится под непосредственным контролем губернатора. Строго соблюдая эти сроки, сегодня разработать ППТ можно меньше чем за 1 год.
Таким образом, распространенное мнение о том, что документация разрабатывается годами, уже не имеет под собой оснований.
Кроме того, в электронном виде комитет принимает заявления на согласование работ по благоустройству. Мы также увеличили время приема посетителей для согласования архитектурно–градостроительного облика зданий — это утренние часы в среду и пятницу и дополнительно вторая половина дня среды. Такие изменения приносят свои плоды и помогают выстраивать диалог между бизнесом и властью на качественно ином уровне взаимодействия. Мы открыты к любым предложениям.

"ДП":

После внесения изменений в Градкодекс градпланы стали, по сути, информационной справкой о том, что можно или нельзя строить в городе. Как обстоят дела с предоставлением градпланов бизнесу? Все ли правообладатели получают их в срок? И каковы сроки выдачи документов?

Владимир Григорьев:

В Градкодексе на процедуру отведено 30 дней. В свою очередь, комитет стремится обеспечить максимально оперативную выдачу градостроительных планов земельных участков. Довольно быстро выдаются градпланы на относительно несложные участки под ИЖС, транспортную инфраструктуру, а также под объекты социально–бытового обслуживания.

"ДП":

Возможно ли получить отказ в выдаче градплана?

Владимир Григорьев:

Конечно, мне приходится подписывать и отказы. Речь идет о ситуациях, когда за документом обращается лицо, не обладающее правами на земельный участок. В этом случае отказываем всем объективно и беспристрастно, даже коллегам — исполнительным органам государственной власти.

"ДП":

Как вы сами оцениваете переход комитета на цифровую работу? Удобно ли это вам?

Владимир Григорьев:

Сегодня я ставлю электронные подписи на градпланах быстрее, чем раньше. Поначалу процедура казалась мне сложной, но оказалось — дело привычки. Недавно в комитет поступил первый проект планировки территории в электронном виде от компании SetlCity. На экране монитора, с учетом ограничений его размера, довольно сложно разобраться в электронном документе, хотя территория участка под застройку на Октябрьской набережной сравнительно небольшая. Что же делать с ППТ на участки в сотни гектаров? Сложно разобраться.

"ДП":

Почему?

Владимир Григорьев:

Бизнес постепенно переложил вопрос печати документации на комитет. Если мы получаем документы в электронном виде, а Минкульт согласовывает их на бумаге, нам приходится распечатывать электронные версии. Не думаю, что это и есть снижение административных барьеров. У нас в разработке находится около 400 ППТ частных инвесторов, если будем за них все распечатывать, потратим много времени и бюджетных денег. Мы уже обратились в Минкульт с предложением о согласовании ППТ в электронном виде. Надеемся, что до конца года получим положительный ответ.
Генеральный директор ООО "Сити Консалтинг СПб" Анастасия Эзрохина
Автор: Сергей Ермохин

Анастасия Эзрохина, генеральный директор ООО "Сити Консалтинг СПб":

 
Если мы сдаем ППТ в электронном виде, нужно ли заносить в комитет дополнительно и бумажную распечатку этого документа?

Владимир Григорьев:

Конечно, мы не будем отказываться принимать ППТ в бумажном виде, нам тогда не придется их распечатывать.

Анастасия Эзрохина:

А как быть с несоответствием ППТ и новых ПЗЗ?

Владимир Григорьев:

Практически во всех утвержденных ППТ есть несоответствия требованиям изменившихся Правил землепользования и застройки города (ПЗЗ). Бизнес понимает, что решения, заложенные в предыдущей редакции правил, более выгодны для застройщиков. Чтобы обеспечить преемственность принимаемых решений, мы ввели переходный период до конца действия расчетного срока Генерального плана. В этот временной промежуток действующий и утвержденный ППТ имеет преимущественное право перед нормами ПЗЗ по коэффициенту использования территории, высотности застройки и другим параметрам. Это разумно по отношению к бизнесу. Но нельзя не отметить, что в некоторых ППТ есть ошибки: не учтены нормы инсоляции, элементарно ошибочно подсчитаны объемы планируемой застройки. В итоге достичь утвержденных параметров невозможно, и застройщикам приходится снижать общий объем жилья.

"ДП":

Это случайные ошибки?

Владимир Григорьев:

Не думаю, что это умышленные действия проектировщиков. Скорее, это небрежность и стремление выдать желаемое за действительное. Хотя ППТ — базовый документ градостроительного развития, его нередко делают без должного внимания, поверхностно прорабатывая проектные решения.
Замдиректора по развитию компании "СОТЭКС" Елена Демидюк
Автор: Сергей Ермохин

Елена Демидюк, заместитель директора по развитию компании "СОТЭКС":

Верно ли я поняла, что с учетом закрепленного в ПЗЗ положения о приоритетном применении утвержденных ППТ в случае противоречия между ними и ПЗЗ (до приведения указанных ППТ в соответствие с Правилами землепользования и застройки), обращаясь за получением градостроительного плана, необходимо запрашивать вид разрешенного использования участка, который указан в ППТ? При этом формулировку вида разрешенного использования необходимо указывать в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития № 540?

Владимир Григорьев:

В градплан, в соответствии с Градкодексом, мы вносим информацию обо всех разрешенных параметрах застройки. Если оказывается, что вид разрешенного использования участка в ППТ не соответствует классификатору, действует процедура по установлению соответствия разрешенным видам использования.
Директор по развитию "Л1" Надежда Калашникова
Автор: Сергей Ермохин

Надежда Калашникова, директор по развитию "Л1" :

У меня вопрос не по снижению административных барьеров, а по ужесточению законодательных норм. Получается, что вы одной рукой ситуацию упрощаете, а другой — усугубляете. Так что скоро будет очень легко оформлять документы, но оформлять будет нечего. Уже сегодня застройщики хотят покупать землю только с согласованной разрешительной документацией. Потому что, по новым законодательным нормам, экономика многих проектов стремится к нулю. Одна из последних новелл — предложения КГА по ужесточению норм по озеленению в городе. Можете как–то прокомментировать эту инициативу?

Владимир Григорьев:

Это не совсем наша инициатива, это требование времени. Кроме того, вопросу озеленения уделяет личное внимание губернатор города Георгий Сергеевич Полтавченко. В законе "О зеленых насаждениях" приведены минимальные нормы зеленых насаждений общего пользования, и они уже иногда не выполняются. При этом ППТ предусматривает увеличение числа жителей в районе за счет нового строительства. Для прибывающего населения зеленые насаждения должны быть компенсированы.

Надежда Калашникова:

Никто с этим не спорит. Каждый застройщик понимает, что наличие зеленых зон на территории жилого комплекса только повышает уникальность и торговую стоимость объекта. Но в совокупности с требованиями по социальным объектам требования по зелени кажутся чрезмерными.

Владимир Григорьев:

В бюджете города предусмотрена статья расходов на строительство социальной инфраструктуры.
У бизнеса есть два пути. Первый: дождаться включения в адресно–инвестиционную программу необходимых социальных объектов и одновременно строить жилые дома, не тратя деньги на школы и детские сады. Второй: при желании строить жилье опережающими темпами, возводить социальные объекты за свой счет, чтобы город мог обеспечить конституционное право граждан на бесплатное образование.

Надежда Калашникова:

Но из–за ужесточения законодательных норм многие проекты становятся экономически нецелесообразными.

Владимир Григорьев:

Чем сегодня норма озеленения отличается от того, что было 5 лет назад? Тогда было 23 м2 зелени на 100 м2 жилья. И сейчас так же. В 2010 году был издан закон "О зеленых насаждениях", который с тех пор не менялся. Просто раньше положения этого закона игнорировались.
Приведу пример с правилами дорожного движения: известно, что переходить дорогу на красный свет нельзя, но люди просто игнорируют запрет — "и раньше бегали, и будем бегать". Мы лишь указали бизнесу на очевидное нарушение. Разве это ужесточение?

Надежда Калашникова:

Можете прокомментировать недавний эпизод с зелеными зонами на Петроградке, когда у застройщика на руках были разрешения на строительство, но участок вдруг включили в перечень зеленых зон и запретили стройку?

Владимир Григорьев:

Есть решение суда, которое не нуждается в комментарии. Инициатива КГА по озеленению как раз направлена на то, чтобы исключить такие случаи. Мы ничего не меняем в Правилах землепользования и застройки, лишь конкретизируем определенные положения. Мы считаем, что зеленые насаждения необходимо учитывать при разработке ППТ. Я убежден, что ни один жилой дом не должен строиться без ППТ, документа, подтверждающего факт соблюдения всех градостроительных норм.

Анастасия Эзрохина:

Как быть строителям, если они берут ППТ, видят дефицит зелени в квартале уже сложившейся застройки и понимают, что для выполнения норматива надо 90% участка отдать под озеленение? Будут ли ППТ для таких проектов рассматривать лояльнее?

Владимир Григорьев:

Зеленые насаждения общего пользования рассчитываются в масштабах района. Если берется участок под застройку, необходимо соблюдать обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования исходя из планируемого прироста населения и нормы жилобеспеченности 28 м2 на человека. Со своей стороны отмечу, что органами власти проводится инвентаризация зеленых насаждений. А в соответствии с поставленной губернатором задачей ведется работа по созданию "резерва зелени".

Анастасия Эзрохина:

А когда вступят в силу ПЗЗ?

Владимир Григорьев:

Окончательное утверждение правил мы ожидаем в июне.

Анастасия Эзрохина:

А как после вступления в силу новых ПЗЗ будут согласовывать те ППТ, по первому этапу которых строителями уже получено положительное заключение КГА и второй этап которых находится в итоговой стадии согласований в комитетах или вообще уже сдан в КГА для направления на общественные слушания?

Владимир Григорьев:

Мы принимаем ППТ по заданию, которое мы же выдаем. Принимать его будем по новым нормам. Но не паникуйте. Давайте нам ППТ — разберемся.

"ДП":

Как КГА ведет работу по подготовке новых нормативных актов? И как это происходит — по инициативе комитета или бизнеса?

Владимир Григорьев:

На протяжении 3 лет своей работы в комитете я все время предлагаю бизнесу выступить с инициативой. Но большинство поступающих предложений направлено не на выход из сложной ситуации, а только на создание преференций для бизнеса. Мы всегда рассматриваем предложения, поступающие от депутатов ЗС. Повторю — мы открыты к диалогу.
Генеральный директор "ПСК-Недвижимость" Сергей Мохнарь
Автор: Сергей Ермохин

Сергей Мохнарь, генеральный директор "ПСК-Недвижимость":

Последние несколько лет, с приходом нового главы КГА и принятием новых поправок в генплан Петербурга, на строительном рынке происходят положительные изменения. Очевидно, что работа ведется на благо города, чтобы даже спустя десятилетия он оставался красивым и современным. Проекты, которые обсуждаются на градсовете, личное участие главного архитектора на заседаниях, его рекомендации — все это дает четкое понимание, как будет развиваться наш город в ближайшие десятилетия. На ограничения, которые время от времени вводятся для застройщиков, лучше не реагировать и воспринимать их как данность. У каждого города есть свои нормы и правила, по которым идет строительство. И вполне закономерно, если с течением времени они меняются. Город не может стоять на месте, особенно такой мегаполис, как Петербург. Ему нужно развитие. А развитие всегда сопровождается переменами.
Директор по развитию ООО "ЛСР.Недвижимость - Северо-Запад" Ольга Михальченко
Автор: Сергей Ермохин

Ольга Михальченко, директор по развитию ООО " ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад ": 

В составе Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Петербурге под председательством губернатора города Георгия Полтавченко проведен детальный анализ существующего порядка согласования ППТ. Основным для отрасли является необходимость оптимизации сроков и состава процедур рассмотрения градостроительной документации. Повысить качество проверки разработанных проектных материалов и снизить сроки процедур можно за счет перевода документооборота в электронный вид. По этому вопросу КГА и другим исполнительным органам власти удалось достичь взаимопонимания с заказчиками и разработчиками документов. Также выработаны предложения по оптимизации регламента и состава процедур. Реализация этих предложений позволит упростить действующий порядок и повысить прозрачность прохождения документации при согласовании, не снижая контрольных функций комитета и органов власти.
КГА ранее занимал конструктивную позицию в повышении качества процедур и сокращении сроков согласований. В связи с чем были внесены соответствующие изменения в ряд административных и нормативных актов ведомства, а также был подготовлен проект изменений постановления Смольного "О взаимодействии исполнительных органов власти при подготовке документации по планировке территории". К сожалению, в проекте изменений ушли из поля зрения самые значимые аспекты, которые остаются лишь в рабочей версии, закрепленной приказом КГА. Считаем необходимым завершить начатые работы, приложив со своей стороны максимум усилий для оптимизации указанных процедур, установив возможность подачи и рассмотрения материалов только в электронном виде, определив конечный перечень согласующих инстанций, ограничив количество итераций корректировки материалов по выдвинутым замечаниям.