Чем организаторы "Ночи музеев" попытаются ошеломить посетителей в 2018 году

Автор фото: Валентин Беликов
"Ночь музеев" в Петербурге
По легенде, некоторое время тому назад был проведен соцопрос: где бы люди мечтали заняться любовью? И вроде бы на первом месте оказались музеи, а пляжи — только на втором. Правда или нет — не так важно, но доля истины в этом однозначно есть. И потому культурные институции решили пойти навстречу и организовать "Ночь музеев".
Как ни крути, смысл акции один — если вам не удается потреблять искусство днем, ночью это получится. Очевидно, впрочем, что неуверенность культуры (в целом) и музеев (в частности) в своем будущем — ошеломляющие. Все стало потреблением, потому надо не держаться за старые приличия, а идти навстречу этому самому потребителю и раскрыться ночью.
Слава богу, с годами эта акция стала более вменяемой, и крупнейшие музеи участвуют в ней лишь частично, а по сути дела — занимаясь качественным продвижением: есть шанс показать чуть менее посещаемые объекты и заманить к себе в надежде, что потребитель клюнет и дальше станет осваивать неведомое. А в пригородах его и вправду много. Гатчина, естественно, всегда впереди всех. Она так далеко, шансов догнать пригородно–дворцовых лидеров — никаких, поэтому стоит открываться и по ночам. Романтические удовольствия обеспечены до 6 утра. Впрочем, после 23:00 и вернуться было бы сложновато.
Часть музеев следуют за логикой замечательного фестиваля фонда "Про Арте". Там из года в год проводят смотр современного искусства в традиционном музее, выискивая на карте города забытые и мало кому ведомые диковины и населяя их новым смыслом. Слепки в Академии художеств рассматривают не многие, а с современным искусством посетителей, хочется верить, будет больше.
Ну, и о других редкостях типа Института высокомолекулярных соединений. Зоопарк поступает редкостно гуманно и дает шанс посмотреть на спящих животных только до 23:00 вечера, иначе бы покой обитателей тревожили фонарики, свечи и выкрики. Хотя ночной поход в зоопарк при свечах был бы завлекательным номером программы. С требованием полной тишины. Ходить и прислушиваться к сопящим мишкам или храпящим обезьянкам — что может быть нежнее.
Страннее всего, однако, участие в этом Филармонии и Капеллы. Это в самом откровенном смысле слова погоня за ускользающим и бесцельно бродящим по ночам потребителем. Ему на выбор предлагаются многие варианты. Самый красноречивый — метаморфозы любви с 3 до 4 часов ночи в Капелле. Нет, исполнители прекрасны, в качестве исполнения сомнений нет, но оттенок лайтовой странности неизбывен.
Нет, это, конечно же, здорово, что могут прийти новые слушатели и зрители, но в каком–то смысле веселее пример Мариинского театра. Вот где сильна уверенность в несгибаемой силе притяжения. К примеру, 14 мая еще не было афиши на июнь. Потому и надо стремиться к такой сильной культуре, которая непоколебимо знает, что ее распродадут и за пару дней, и при этом по внушительным ценам. Именно такая сила искусства должна быть примером. Ну, или стоит сделать ночные концерты репертуарными. И дать ясный ответ на вопрос, что лучше — одна "Ночь музеев" или регулярность.
Справка
"Ночь" музеев" пройдет в Петербурге с 19 на 20 мая. В этом году в акции участвуют 118 культурных объектов
Цена единого билета — 700 рублей. Если в планах посещение только одного музея–участника, входной билет можно купить в интересующем вас культурном центре по обычному ценнику. Самый дешевый обойдется в 100 рублей (например, в Академическую капеллу или выставочный зал "Смольный"). Самые дорогие входные билеты: в планетарий — 400 рублей, в Музей политической истории России и Михайловский замок Русского музея.
Дебютируют с ночной программой в 2018 году 17 музеев. Это, в частности, архив кинофотофонодокументов Санкт–Петербурга, библиотека "Ржевская", Всероссийский музей, Институт высокомолекулярных соединений РАН, Музей железных дорог России.
В прошлом году "Ночь музеев" посетили более 92 тыс. человек — на 10 тыс. больше, чем в 2016–м. Тогда в акции участвовали 109 культурных объектов. В первой же петербургской "Ночи музеев" в 2008 году были задействованы 33 выставочных музея и зала, в которых побывали более 24 тыс. посетителей.