Майское отступление: MediaMarkt продает магазины сети "М.видео" и уходит из России

Немецкий ретейлер MediaMarkt готовится уйти из России. Всю розницу заберет безусловный лидер рынка "М.видео", завершивший объединение с "Эльдорадо". В Петербурге у немецкой сети сейчас работает 11 магазинов.

Как стало известно "ДП", компания "М.видео", контролируемая группой "Сафмар" семьи Михаила Гуцериева, близка к закрытию сделки по покупке сети MediaMarkt в России. Об этом "ДП" сообщили сразу четыре участника рынка. По их данным, принципиальные договоренности по финансовым вопросам уже достигнуты и сделка может быть закрыта в ближайшее время. "Если договоренности будут соблюдены, то MediaMarkt покинет российский рынок", — говорит один из источников. Топ–менеджер одной из девелоперских компаний в Петербурге сообщил, что на местах немецкого ретейлера будут открыты "М.видео" и "Эльдорадо". По мнению источника, процесс ухода MediaMarkt из России начался более полугода назад. В петербургских ТРК сеть сократила площади за последнее время почти в 2 раза.
В "М.видео" сообщили, что информация по закрытию сделки неверна, а на дополнительный вопрос, находится ли она в завершающей стадии, не ответили. В российском подразделении немецкой сети Media–Saturn сообщили, что не уполномочены комментировать сделки, штаб–квартира в Германии на запрос "ДП" на момент выхода материала не ответила.
Управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital Николай Габышев оценил стоимость компании в 8 млрд рублей, исходя из мультипликатора 0,24 к годовой выручке без дисконта и учета долга.
По оценке InfoLine, оборот сети MediaMarkt сократился на 9 млрд рублей, в 2017 году был 34 млрд рублей, в 2016–м — 43 млрд (без НДС). Это составляет 2,5–3% доли от всего рынка бытовой техники, электроники, мобильных устройств в России объемом 1,5 трлн рублей.
Infoline оценил чистый долг MediaMarkt по итогам 2017 года в 7 млрд рублей. "Не совсем понятно, зачем "М.видео" нужен MediaMarkt. Наверное, дело в мультиформатности и укреплении лидирующих позиций на рынке. Возможно, в случае оформления сделки могла использоваться популярная схема, при которой MediaMarkt получит миноритарную долю в "М.видео", но только временно, для того чтобы постепенно продать эти акции и получить деньги", — говорит Николай Габышев. Также инвестбанкир не исключил, что сумма подобной сделки могла составить один рубль, так как в похожих случаях ретейлеры приобретаются за долги.
В Федеральной антимонопольной службе сообщили, что такое ходатайство к ним не поступало. При поступлении документ будет рассмотрен в установленные законом сроки (один месяц с возможностью продления еще на 2 месяца), подчеркнули в ведомстве. Но, скорее всего, покупку MediaMarkt не надо согласовывать в ведомстве. В поле зрения ФАС попадают сделки компаний, чья общая доля рынка превышает 35%. "М.видео" и "Эльдорадо" официально объединились пару недель назад и сейчас занимают, по их собственным данным, 25–26% рынка.

Судьба в России

Немецкая сеть MediaMarkt работает на российском рынке с 2006 года, и на конец 2017–го у нее было 135 магазинов в России. Из них в Петербурге работают восемь гипермаркетов под вывеской MediaMarkt и еще три — это отделы shop–in–shop в магазинах METRO C&C. Компания изначально работала в низком ценовом сегменте и использовала агрессивную рекламную кампанию, однако, несмотря на широкую известность, в число лидеров так и не попала. Судя по данным СПАРК, ООО "Медиа–Маркт–Сатурн" (развивает сеть MediaMarkt в России) несет убытки с 2013 года, причем с каждым годом их сумма растет. Так, в 2013 году компания была в минусе на 0,7 млрд рублей, а в 2016 году — уже на 4,3 млрд рублей, в то время как выручка сети сокращалась.
Выручка могла упасть по объективным причинам, говорит Иван Федяков, и перечисляет их: падение покупательской активности, снижение розничных цен на фоне укрепления рубля, приход сильных китайских брендов. Все это привело к снижению среднего чека в магазинах, MediaMarkt проигрывал более активным игрокам, отмечает эксперт.
В прошлом году розничная сеть MediaMarkt заметно приросла: с 59 магазинов в 2016 году до 135 в 2017 году, но произошло это за счет развития нового формата: отделов shop–in–shop внутри гипермаркетов METRO C&C. Обе эти торговые сети до 2017 года входили в одну Metro Group. Падению выручки немецкого ретейлера могло способствовать и стремительное развитие интернет–продаж. "М.видео", например, в прошлом году в онлайне рванул вверх на 41%. "Его выручка от онлайн–торговли такая, как у всей сети MediaMarkt за год", — отмечает Иван Федяков.

Удар для поставщиков и сетей

Если предположить, что MediaMarkt в последнее время терял свои позиции, для рынка бытовой техники и электроники это скорее негативная новость. Рынок консолидируется, и объединенная компания "М.видео" — "Эльдорадо" еще сильнее укрепит свои позиции. Иван Федяков уверен, что для крупных поставщиков и производителей уход еще одной сильной компании с рынка — большой удар. Монополистом "М.видео" нельзя назвать, ее доля далека от 50% рынка, но доминирование на рынке, очевидно, будет, ожидает он.
Участники рынка уповают на то, что, раз уж сети уживались до объединения, справятся и после него. "Краткосрочный захват доли рынка не дает компании стратегических преимуществ. Хотя опыт показывает, что ценовые войны вспыхивают из года в год", — говорит Александра Перцева, PR–директор "Евросети".
"Покупка MediaMarkt откроет возможности для остальных игроков: часть клиентов немецкой компании перейдет в другие сети", — ожидает операционный директор "Юлмарта" Михаил Лысенко. Он обращает внимание на то, что хотя позиции объединенного ретейлера на рынке бытовой техники и электроники усилятся, но "Сафмару" предстоит решить проблемы интеграции команд и процессов.
Позиции MediaMarkt ослабли в последнее время, так что его присоединение к "М.видео" ничего особо не поменяет на рынке. Слабых сторон у MediaMarkt нет. Разве что их бизнес–модель, согласно которой каждый магазин — самостоятельное предприятие. На европейском рынке такая модель работает, там можно отдать на аутсорсинг множество процессов, а в России показывает плохие результаты. Рост MediaMarkt был субсидированным, и как только после 2014 года головная компания перестала инвестировать в российское подразделение, у них все пошло не очень.
Дмитрий Алексеев
совладелец DNS
Не хотелось бы комментировать эту ситуацию, не вижу для этого пока оснований. Говорить о влиянии на рынок, на мой взгляд, не стоит. Даже если оборот "Сафмара" прирастет на несколько процентов, это уже не принципиально для рыночной ситуации, компания и так лидер. Главный вопрос сейчас — как уйдет MediaMarkt. Если закроется, то кому перейдут активы, которые занимают хорошие места. Ключевая ценность MediaMarkt сегодня — это магазины при торговых комплексах METRO C&C. Если удастся эти договоры сохранить, это будет удачей.
Михаил Славинский
генеральный директор компании "Ситилинк"
Сделка такого масштаба не может не повлиять на рынок, но компании покрупнее уже привыкли работать в условиях конкуренции с практически непробиваемыми конгломератами. Мелкие магазины, конечно, более явно ощутят последствия. Многие говорят о том, что "Сафмар" создаст маркетплейс в противовес "Яндекс.Маркету", и это, пожалуй, основной интересный момент. Разумеется, "Сафмар" давно делает шаги в направлении монополии, несмотря на широкий разброс сферы интересов, фокус компании всегда остается на поглощении самых крупных игроков.
Алексей Банников
генеральный директор ГК "Фотосклад.ру"