11:0304 мая 201811:03
4419просмотров
11:0304 мая 2018
Любое дело о банкротстве индивидуально, хотя и несет в себе объединяющие факторы: общие принципы и цель проведения каждой процедуры — погашение долгов. Кредиторы при этом, как правило, делятся на два противоборствующих блока: миноритарные, которые основной задачей видят удовлетворение денежных требований, и мажоритарные, чьи реальные интересы часто отличаются от первых. Рассмотрим распространенный пример — имущества нет (или его хватает лишь на текущие и судебные расходы). Вдобавок к этому недобросовестные кредиторы и арбитражный управляющий предпринимают все усилия для скорейшего завершения процедуры банкротства без проведения расчетов. Здесь важно не упустить ситуацию, а энергично участвовать в деле о несостоятельности.
Здесь надо понимать, что активы самого должника — гражданина или компании — не единственный источник для погашения требований. Такими источниками также могут стать контрагенты должника по спорным сделкам (если их обнаружить и вовремя и правильно оспорить), лица, контролирующие должника (если привлечь их к субсидиарной ответственности), и сам арбитражный управляющий (если взыскать с него убытки). Причем при реализации каждого направления принятие решения мажоритарных кредиторов уже не важно: все завязано на принципе добросовестности арбитражного управляющего. Какую бы сторону он ни занимал, далеко не факт, что он откажется оспаривать сделку или взыскивать дебиторскую задолженность, если вы этого потребуете: не каждый управляющий готов нести риск взыскания с него убытков. Например, не оспорил управляющий сделку в установленные сроки или не взыскал дебиторку — возмещай ущерб в размере задолженности или того, что мог получить должник по двусторонней реституции.
В нашей практике была ситуация, когда управляющий не выявил никаких подозрительных сделок. Мы обратились с предложением оспорить сделку, на что получили отказ. А суд признал незаконным бездействие управляющего, выразившееся в неоспаривании сделки. После чего вновь избранный конкурсный управляющий эту сделку попытался оспорить, но ему было отказано ввиду пропуска срока давности по вине предыдущего. В результате с предшественника были взысканы убытки в размере того, что могло быть получено в случае оспаривания сделки.
В другом случае регулярные (и обоснованные) жалобы на действия управляющего, которого контролировал должник, привели к выкупу долга у клиента структурами должника. Что касается субсидиарки, то кредитор сам может подать такое заявление сразу в суд и там отстаивать свою позицию. Поэтому важно своевременно получать всю информацию в производстве — знакомиться с делом, ходить на все собрания, судебные процессы, писать письма, запросы — в общем, быть в курсе текущей ситуации и каждого шага участников дела о банкротстве.
Надо помнить — чем активнее позиция миноритарного кредитора, тем больше шансов погашения требований или их части. Грамотный подход к каждому делу позволяет получить максимально возможное удовлетворение требований кредитора.