Постановка «Элен и Эльза» носит определение экспериментального спектакля, исполненного в движении. Пластический театр до сих пор остается новаторским и попадает под определение современного синтеза жанров, несмотря на то, что у него богатая история, начавшаяся еще в 19 веке.
Пластический театр… Это словосочетание вызывает легкое недоумение и самые разнообразные ассоциации. На ум приходят балет, искусство авангардного танца, мимические интерпретации Марселя Марсо…
Первые упоминания можно найти в работах Т. Уильямса, предпочитавшего стилистику синтетичности, сочетание разнородных элементов: реализма, романтики, порой натуралистической откровенности.
Большое внимание пластическому театру уделяли и А.П Чехов, рассуждавший о значении пластики для актера и эмоциональных жестах, множество пластических решений можно найти и в творчестве В. Э. Мейерхольда. Все они мечтали о театре, заставляющем людей испытывать истинные, высокие чувства во время представления и даже после него, а пластику и жанровое разнообразие рассматривали как способ философского осмысления мира.
Пластический театр был табуирован в России в 30-х годах как раз за свою суть — делать действие многозначным, нагружать его дополнительными, а может быть, и наиболее важными смыслами. Такого рода абстракция, образность мышления, свобода трактовать смыслы являлась преступлением в обществе того периода.
Заметно повышающийся интерес к этой форме театрального искусства свидетельствует о напряженном духовном поиске в обществе. Когда в обществе ощущается дефицит слов и, более того, осознается недостаточная наполненность слова, то на первый план выходит визуальное искусство, несущее информацию, с одной стороны, в более закодированном, но, с другой, и в более доступном виде.
«Взгляд, жест, поза, едва уловимое движение тела «обнажают» человека неизмеримо больше, чем это могут сделать слова. Согласитесь, именно безмолвие сопутствует всем крайним, кульминационным моментам человеческой жизни». (Гедрюс Мацкявичюс)
Егор Дружинин в своей постановке, созданной по оригинальной идее Тимура Самигуллина, говорит со зрителем о душевных переживаниях героев языком движения. На сцене «Ленинград Центра» разворачивается повествование, полное драматических эпизодов и неожиданных детективных поворотов. История Элен и Эльзы — это гимн таланту, любви и трудолюбию. Роли главных героинь исполняют сестры Виктория и Анастасия Михайлец, талантливые молодые актрисы, знакомые многим по шоу «Танцы» на ТНТ. Под музыку, написанную Тимуром Самигуллиным, актеры на сцене живут в правилах, заданных самим Егором.
Сотрудничество с Тимуром Самигуллиным — стечение обстоятельств, в которых идея стала самым главным зерном и началом. Тимур не просто аккумулировал идею спектакля, но и сообщил ей четкое музыкальное видение. Композитор дал этой истории сердце, режиссер заставил зрителя слышать его стук. Это сотрудничество художников в случае с «Элен и Эльзой» дает отличный результат.
Для Дружинина спектакль в первую очередь должен быть понятен зрителю. Идея может быть простой или сложной, но важно, чтобы зритель ее «прочитал». Идеальная история — это та, которую можно пересказать. Задача режиссера и исполнителей — помочь зрителю «найти себя» в спектакле, увидеть персонаж, с которым он может себя ассоциировать, прожить с актерами ситуацию, близкую ему. В этот момент возникнет сопереживание, сопричастность и сотворчество зрителя и артиста. Эти три «С» и есть то, к чему стремится Егор Дружинин в своих работах.
«Главная задача, которую я ставлю исполнителям, — жить спектаклем, любить его, дышать им. Зритель ни за что не сможет полюбить спектакль, если его не любит актер.
Я не разделяю актера и танцовщика. И тот, и другой — исполнители. И точно так же, как поющий артист пользуется голосом, как дополнительной краской в своей палитре, так и танцовщик пользуется пластичностью, для того чтобы быть яснее зрителю. Только вот и певец, и танцовщик демонстрируют один — голос, другой — тело, а актер пользуется и тем, и другим, чтобы добиться своего. Первые показывают, второй действует. Первые зачастую находятся на сцене, вторые обязаны на ней жить.»
Премьера спектакля «Элен и Эльза» состоится 3,4 и 5 мая на сцене «Ленинград Центра», продолжающего расширять форматные рамки, давая место эксперименту и новаторству.
Спектакль «Элен и Эльза» стал частью проекта Феликса Михайлова «Уроки литературы». Проект успешно развивается уже несколько лет и включает в себя яркие и самобытные программы с участием молодых, популярных, талантливых современных артистов, режиссеров, вступающих в диалог со зрителем с помощью поэзии и современных технологий.