Как петербургские бизнесмены и чиновники съездили на выставку MIPIM

Петербург в 20–й раз участвует в международной выставке недвижимости MIPIM в Каннах. В этом году количество участников из России на выставке сократилось на 21% по сравнению с 2017 годом.
Автор фото: Наталья Смирнова
Петербург в 20–й раз участвует в международной выставке недвижимости MIPIM в Каннах. В этом году количество участников из России на выставке сократилось на 21% по сравнению с 2017 годом.
Автор фото: Наталья Смирнова

На выставке MIPIM во Франции бизнесмены и чиновники из Петербурга обсудили не только то, как привлечь инвестиции, но и выход на внешние рынки.

Одной из главных тем, которую обсуждали участники петербургской делегации в кулуарах инвестиционной выставки MIPIM–2018, стало взаимодействие с инвесторами. Но вектор дискуссии был неожиданный: чиновники и бизнес говорили не только о привлечении новых инвестиций в город, но и о том, как выходить на новые рынки и побеждать там.

Идите и зарабатывайте

Пока доля Петербурга в общем объеме межрегиональных государственных закупок России невелика — всего 1% от огромного бюджета 1,7 трлн рублей по итогам 2017 года. Об этом на одном из мероприятий MIPIM заявил вице–губернатор Игорь Албин, который в этом году возглавляет делегацию Петербурга в Каннах. "Потенциал огромный. Но мы не видим ближайших рынков и не умеем там побеждать", — констатировал Игорь Албин. По его словам, это касается не только внутреннего рынка России, но и внешнего, где у города тоже есть амбиции благодаря статусу "окна в Европу".
"Мы изучили практику 14 крупнейших международных финансовых организаций, где состоит наша страна, платя ежегодные членские взносы на содержание их бюрократических аппаратов. Бюджет закупок этих структур по итогам прошлого года превысил $50 млрд. Но доля нашего города в проектах не дотягивает и до 1%", — сообщил Игорь Албин.
На вопрос из зала, чего же не хватает городу для того, чтобы выходить на новые рынки и побеждать, чиновник ответил коротко: желания и четкого понимания цели. "Надо понять, какими компетенциями мы обладаем, и реализовать конкурентные преимущества. Для этого нужен доступ к технологиям. Но с этим у Петербурга все в порядке — 10% научного потенциала России сосредоточено в нашем городе. Просто нужно научиться пользоваться этой форой", — уверен чиновник.
Он выразил уверенность, что именно девелоперы должны возглавить процесс экспансии Петербурга на новые рынки. "Вы же активные и умные люди с деньгами. Изучите закупочные процедуры в тех же международных финансовых организациях, выберите местных лидеров рынка и создайте с ними консорциумы. А город будет вам помогать в поиске новых рынков сбыта", — резюмировал Игорь Албин.

И рад бы в рай

Для многих девелоперов поворот в традиционной риторике чиновников Смольного оказался неожиданным. "До сих пор вопрос ставили иначе: как привлечь инвесторов в город. А тут — идите и зарабатывайте. Мы, конечно, рады. Но, прежде чем осваивать новые горизонты, надо разобраться с проблемами у себя под носом. Тот же Игорь Албин с трибуны заявляет, что в городе почти совершенная система мер поддержки бизнеса и нет коррупции. Но спросите любого строителя, который в городе ведет дела, — он посмеется над этими словами, поскольку на собственном опыте знает, что это не так", — поделился с "ДП" в кулуарах выставки один из городских девелоперов.
"Создавать альянсы с бизнесом Петербурга мы готовы. Но лучше без участия властей — напрямую с теми, кого знаем и кому доверяем. Информация от партнеров при выходе на новый рынок является для нас основной Все–таки они работают на земле и знают все подводные камни, все риски. Если они чем–то недовольны — это тревожный сигнал. Никакие заверения чиновников в обратном не помогут", — заявил один из скандинавских бизнесменов.
Идею экспансии поддерживает президент NAI Becar Александр Шарапов. "Мы давно представлены в Москве, работаем в Америке и Дубае, — рассказывает он. — Но Петербург мне понятнее. Здесь действительно меньше коррупции, чем в столице, но и значительно меньше денег, а значит, и активности. Считаю, что надо развивать туристический блок, в том числе строить гостиничную недвижимость и развивать новые форматы. В ситуации дефицита средств новые идеи всегда кстати".
"Мы инвестировали и будем инвестировать в Петербург. Это стабильный и крупный рынок, который обеспечивает спрос на инфраструктуру и недвижимость, которыми мы занимаемся. Плюс мы развиваем кредитные проекты, благодаря которым город может масштабировать свой бизнес. Мы в постоянном диалоге с властями и видим, что экономика города растет не только на словах, но и на деле, что обнадеживает", — заключил вице–президент ВТБ Александр Ольховский.
Мы работаем в основном с иностранными инвесторами и видим их растущий интерес к недвижимости в стране и Петербурге. Основные их сомнения связаны с макроэкономическими рисками. Глобальные прогнозы содержат много неопределенности. Рассчитать экономику проектов в такой ситуации сложно. Это сдерживает многие проекты. Но атмосфера в городе позитивная. Хотя Петербург сложный город: здесь много ограничений, связанных с защитой культурного наследия. Построить объект с нуля на 30–40% дешевле, чем реконструировать что–то историческое. Такие проекты на грани рентабельности.
Дмитрий Шицле
управляющий партнер VIYM
Тезис о том, что бизнесу Петербурга стоит активнее искать пути выхода на другие рынки, верный, но совершенно неожиданный. Время для таких тезисов не пришло. В городе многие процессы на рынке хаотичны и нестабильны. А иностранцев привлекает в консорциумы комфортная работа местных партнеров. Пока наши бизнесмены борются с трудностями и постоянными изменениями в законодательстве, серьезных альянсов и инвестиций не будет. Слишком уж разный взгляд на происходящее у местных строителей и чиновников. Одни говорят о трудностях в работе, а другие — о преференциях для инвесторов. Но бизнес больше верит бизнесу.
Василий Селиванов
гендиректор ГК "Легенда"