Как Геннадий Голубев и Иван Третьяков стали миллиардерами

 

Два предпринимателя, начинавшие свой бизнес в начале 1990–х с торговли продуктами, сегодня контролируют портфель из самых "трофейных" объектов стрит–ретейла города.
Иван Третьяков и Геннадий Голубев, являющиеся заметными игроками рынка недвижимости, не афишируют размах своей бизнес–империи, предпочитая считаться скромными рестораторами. "Деловой Петербург" выяснил, какие активы им принадлежат.

Золотые яблоки

Официальная бизнес–история Третьякова и Голубева началась в начале 1990–х с торговой сети "Бабилон" (Babylon shops), совместного предприятия с голландской компанией VCI (ее следы сегодня обнаружить уже не удалось). В то время, когда о поступлении окорочков в магазины даже писали в газетах, в течение 3 лет сеть выросла до 10 магазинов, престижность локаций которых можно было бы сравнить разве что с "Березками". К примеру, первый "Бабилон" открылся на Литейном пр., 5, где сейчас находится отель Radisson Sonya. Арендуя помещения у города, компания, пользуясь приоритетным правом арендатора, их выкупала — в некоторых случаях для этого надо было лишь сохранять рабочие места.
Примерно за 10 лет до того, как это стало популярным, сеть "Бабилон" выпустила эмиссию акций для размещения на бирже, анонсировала развитие по франчайзингу и даже успела выйти на международный уровень, открыв три точки в Тбилиси. Однако в федеральную сеть компания так и не превратилась. Сегодня остались только два магазина "Супер Бабилон": один в здании Приморского рынка и бывшего советского магазина "Океан" на Малом пр. П.С., второй — в здании универсама на Тульской ул. в непосредственной близости от Смольного.
В то же время некоторым начинаниям бизнесменов повезло еще меньше. Например, они явно интересовались рынком жилой недвижимости — в начале 1990–х их компания "Золотой медведь" пыталась проводить аукционы по продаже квартир, но без особого успеха.

Блюдечко с голубой каемочкой

С ростом экономики продуктовые магазины стали уходить из центра, уступая места бутикам, и "Бабилоны" начали закрываться один за другим. Основным бизнесом Геннадия Голубева и Ивана Третьякова стало управление торговой недвижимостью, а к их портфелю стали добавляться новые объекты на Невском пр., Большом пр. П.С., Садовой ул. и пр.
В 2003 году произошло назначение главой КГИОП Веры Дементьевой, о которой было известно только то, что в конце 1980–х она работала в исполкоме Ленсовета помощником Валентины Матвиенко, а затем с 1992 по 2003 год была генеральным директором ассоциации "Северные цветы". Чем занималась эта компания кроме того, что в начале 1990–х проводила конференции по русскому зарубежью, было непонятно, однако вскоре выяснилось, что Вера Дементьева неплохо разбирается в исторической недвижимости. "Северные цветы" получили здание кинотеатра "Паризиана" в обмен на реконструкцию стоимостью, по оценкам экспертов, $5 млн.
Сейчас уже известно, что конечными бенефициарами "Северных цветов" являются наши герои, а вместо кинотеатра работает флагманский магазин H&M. Текущая стоимость здания в долгосрочной аренде оценивается в 720 млн рублей.
Еще одна ассоциация Геннадия Голубева и Ивана Третьякова — "Вектор" управляет одноименным бизнес–центром на Шпалерной ул., арендуя помещения у города. Им также принадлежит там и участок земли площадью 4,3 тыс. м2.

Сапоги–скороходы

Далеко не все активы предприниматели делят между собой.
У Ивана Третьякова есть и отдельные проекты, к примеру, предположительно в 2007–2008 годах наряду с миллиардером Игорем Минаковым (85–е место в Рейтинге миллиардеров, активы — УК "Музей", банк "Объединенный капитал" и пр.) и его партнерами он участвовал в поглощении недвижимости объединения "Скороход", крупнейшего производителя обуви в советское время. Основной актив — офисно–складской комплекс в районе Московских ворот площадью около 50 тыс. м2.
Сестре Третьякова Елене принадлежат 18% Морского рыбного порта (по данным СМИ, владеет крупным рефрижератором на территории Большого порта Санкт–Петербург вместимостью 4,5 тыс. т), при этом ни в каком другом крупном бизнесе она не замечена. В связи с этим оценка состояния Третьякова примерно в 2 раза выше, чем Голубева.
Однако с учетом того, что предприниматели наверняка выступали не только активными покупателями, но и продавцами недвижимости, через их руки могли пройти десятки объектов, не учитываемых в нынешних подсчетах.

Скатерть–самобранка

Единственный проект, о котором Иван Третьяков и Геннадий Голубев готовы говорить более или менее открыто, — ресторанный бизнес, начатый в 2000–х и сегодня выросший в группу "Шаляпин". По данным СПАРК, во всех юрлицах, связанных с этой группой, им принадлежит 50% на паритетных началах. Официально их партнером выступает Леонид Ноткин, вторые 50% компании числятся за его женой Мариной. Кстати, сам Леонид Ноткин, хотя и называет своим основным бизнесом пансионат для пожилых людей "Курортный", известен в узких бизнес–кругах как крупный предприниматель.
В 2016 году миллиардер Борис Белоцерковский на вопрос "ДП", кто для него является интеллектуальным авторитетом, в частности, ответил: "Если говорить о коллегах, то для меня самый мощный интеллектуальный ориентир — Сергей Адоньев (основатель Yota. — Ред.). Очень сильный, очень умный человек. Также из питерских бизнесменов — Леонид Ноткин (совладелец ресторанной группы "Шаляпин" и др.), человек с прекрасной экспертной оценкой". К слову, Леонид Ноткин входит в попечительский совет благотворительного фонда "Острова", основанного вышеупомянутым Сергеем Адоньевым.
Что касается истории "Шаляпина", то на месте первого ресторана в Репино раньше был магазин–стекляшка, который вместе с участком земли и попал под контроль Ивана Третьякова, Геннадия Голубева и Леонида Ноткина. Думая, как его можно использовать, предприниматели и пришли к идее создания ресторана. Сейчас помимо него там также работает и престижный супермаркет, был открыт второй "Шаляпин" в Петербурге на Тверской ул., ресторан "Арка" в здании Театра им. Аркадия Райкина, а также бар Orthodox на ул. Рубинштейна. Кроме того, кейтеринговая компания ресторанной группы занималась обслуживанием стадиона "Петровский", а в 2016 году выиграла тендер на обслуживание VIP–гостей стадиона на Крестовском. Неофициально их назвали рестораторами, которым "доверяют чиновники".

Адвокат и маркетолог

Эксперты характеризуют Ивана Третьякова и Геннадия Голубева как заметных игроков рынка недвижимости. "Крупные супермаркеты "Супер Бабилон" всем известны и пользуются стабильным спросом много лет, остальные объекты находятся в историческом спектре, занимая существенные для Невского пр. площади, — говорит Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar. — Внушительную площадь занимает и офисно–складской центр на Заставской ул. Эти и другие характеристики объектов позволяют говорить о том, что их собственники — заметные участники рынка недвижимости Петербурга". Однако их интересы не ограничиваются недвижимостью, ретейлом и ресторанами, оба миллиардера имеют ученые степени. Иван Третьяков состоял в коллегии адвокатов "Регион", специализировался на уголовном праве. Геннадий Голубев — автор трудов о государственно–частном партнерстве в сфере культуры, преподает стратегический менеджмент и маркетинг в Санкт–Петербургском университете кино и телевидения.
В 1998 году Геннадий Голубев выдвигался в депутаты в Законодательное собрание Петербурга от 1–го избирательного округа, но набрал только 0,23%. Победил тогда Алексей Ковалев, депутат и нынешнего созыва, имеющий репутацию защитника памятников архитектуры.