О криптовалютах простыми словами: иногда они возвращаются

Швейцария разработала принципы для проведения ICO, чтобы цементировать свой статус криптодолины, однако Испания намерена его отобрать. Все это происходит на фоне не только биржевого роста цифровых денег, но и все большего количества случаев мошенничества.

"Деловой Петербург" продолжает публикацию ревю самых значимых тенденций, сделок и курсов из мира криптовалют и других проектов, реализованных на базе блокчейн , за рубежом – теме, которой в России, несмотря на растущий интерес, пока что уделяется очень мало внимания (другие выпуски криптодайджеста читайте здесь).

И снова здравствуйте

Биржевые курсы криптовалют в последнюю неделю не могут не радовать. Биткоин нацелился на уверенный рост и находится на момент написания колонки в районе $11 тыс., что почти в 2 раза больше, чем отметка ниже $6 тыс., которая наблюдалась всего лишь пару недель тому назад. Альткоины (альтернативные валюты, все, кроме битка) следуют за лидером, порой его обгоняя по величине прироста, что отражает оптимизм трейдеров. Как мы уже отмечали, криптовалютный рынок движется синхронно: монеты — подавляющее большинство — либо вместе падают, либо вместе растут, редко кто выбивается из общего хора. Общая капитализация цифровых денег, отслеживаемых ресурсом Coinmarketcap, впервые в феврале перешагнула отметку $500 млрд.
Чего ждать в ближайшем будущем? Не исключено, что мы увидим повторение снежного кома, который наблюдали во второй половине 2017 года: игроки покупают в надежде на рост, тем самым этот рост формируя и усиливая.
Из оптимистов выделим Тома Ли, сооснователя компании Fundsrat Global Advisors, единственного крупного аналитика с Уолл-стрит, который занимается криптовалютами. Он озвучил свой прогноз, согласно которому в июле 2018 года биткоин достигнет своего нового пика.
Ли подсчитал, что с 2010 года биток переживал 22 коррекции, величина которых составляла 10% и более. Начинавшиеся вслед за этими откатами повышательные тренды длились в среднем в 1,7 раза дольше, чем спады. Несложная арифметика подсказывает, что, поскольку последняя коррекция затянулась на 50 дней, подъем будет происходить в течение 85 дней, а стало быть, завершится в середине года. На каких же высотах окажется монета к этому времени? Аналитик осторожно предсказал $20 тыс., то есть максимум, который вообще был в истории битка, и повторил ранее озвученный прогноз в $25 тыс. к 2022 году. Он также отметил важную вещь, которую почти все остальные предпочли не комментировать, а именно — причину начавшегося роста. По его словам, этому способствовал приход в крипту новых участников рынка, о чем говорит возрастающее количество новых кошельков.  

Швейцария расставляет точки над I, C и O

Альпийская республика в мировой профильной прессе называется не иначе как "криптодолина". Дело в том, что разумное и прозрачное законодательство страны, а также налаженная финансовая инфраструктура и доступ к рынкам капитала привлекли сюда множество стартапов. Один тот факт, что почти половина крупных ICO последнего времени была проведена зарегистрированными здесь компаниями, говорит о многом. К слову, среди них много и русских.  
Напомним, что ICO расшифровывается как initial coin offering, что означает выпуск токенов, которые служат для функционирования основанного на блокчейне сервиса. Токены могут использоваться для покупки услуг сервиса, оплаты каких-то работ внутри него, получения прибыли в форме дивидендов и пр. — в зависимости от целей и задач его эмитента. Важно, что токены могут обращаться на биржах, где их продают и покупают по спекулятивной цене.  
На прошлой неделе Швейцария сделала шаг, который по значимости влияния на рынок криптопроектов, в том числе глобальный, сложно переоценить. Местный финансовый регулятор FINMA опубликовал руководящие принципы, которыми будет руководствоваться при принятии решений в отношении ICO-кампаний и их организаторов.  
Первым делом стоит отметить, что FINMA констатирует, что существующее законодательство никак не может быть применено к токенам в полной мере, поскольку ряд аспектов ICO попросту нынешними нормативными актами не охвачен. В этой связи каждый проект будет рассматриваться в индивидуальном порядке, что является крайне разумным подходом.
Далее FINMA разрешило самый, наверное, важный вопрос: считать ли токен ценной бумагой или нет? Ответ — зависит от функции, которые несет в себе монета. Регулятор выделил три вида токенов. Первый называется "платежный" (payment token), он служит как обычные деньги для оплаты услуг — либо самого сервиса, либо каких-то услуг, которые пользователь получает внутри него. Например, дизайнер, продающий свои разработки через биржу, может на ней же заказывать консультацию художника или фотографа. Платежные токены не считаются ценными бумагами, и компании, выпускающие их в ходе ICO, будут проверяться на предмет соблюдения только антиотмывочного законодательства. Второй вид — утилитарные монеты (utility tokens), они служат исключительно для доступа к услугам сервиса. Если вам надо выбрать отель через онлайн-платформу, сначала купите токен, а потом уже ищите и бронируйте. Утилитарная монета тоже не является ценной бумагой, но если ее начнут использовать только как средство для инвестиций и извлечения дохода, то получит данный статус и будет соответствующим образом регулироваться. Наконец, имущественный токен (asset token) дает право на участие в управлении компанией или получение дивидендов или какой-то части имущества. Иными словами, служит чем-то вроде акции или облигации. Он, понятное дело, уже считается ценной бумагой и регулируется соответствующим образом, включая регистрацию в FINMA проспекта эмиссии.
Не менее интересны два других момента, содержащихся в руководящих принципах. Надо ли компании получать банковскую лицензию? Да, но только в том случае, если привлеченные в ходе ICO средства депонируются и по ним выплачивается доход. Считать ли инвестирование в токены коллективной инвестицией? Только тогда, когда собранные деньги передаются эмитентом некой третьей стороне для управления.
Очевидно, что наработки регуляторов из Швейцарии, страны, в которой умеют управляться с деньгами, будут востребованы и их коллегами из других стран, что, наконец, восполнит существенные пробелы в национальных законодательствах.
Процесс налаживания регулирования, впрочем, идет. В Японии две крупнейшие некоммерческие криптоструктуры, Японская блокчейн-ассоциация и Японская криптовалютная бизнес-ассоциация, собираются объединиться в одну саморегулируемую организацию. Идея появилась после того, как местная биржа Coincheck была ограблена хакерами на $530 млн, о чем мы писали в одной из предыдущих колонок. Доверие рядовых пользователей надо как-то восстанавливать, что можно сделать через усиление цехового контроля. Новая СРО, название которой пока нет, будет заниматься проверкой деятельности бирж — на предмет соблюдения не столько законодательства, сколько тех вещей, которые лежат за пределами компетенции регуляторов, например вопросов инсайдерской торговли и кибербезопасности. Последний вопрос, как мы увидим ниже, более чем серьезный.  
Пример Швейцарии заразителен. Народная партия Испании, к слову правящая в этой стране, собирается разработать законодательство, которое создаст финансовые стимулы для криптоэнтузиастов запускать бизнес на Пиренейском полуострове.
Депутат Теодоро Гарсия Эгеа разрабатывает законопроект, который будет предусматривать налоговые льготы для компаний, инвестирующих "в цифру", в том числе в искусственный интеллект, 3D-принтеры и прочие высокотехнологичные новинки. Но фокус, конечно же, на крипте и блокчейне. "Мы хотим создать самую безопасную в Европе инфраструктуру для проведения и инвестирования в ICO", — заявил законодатель.  

Жером Кервьель и Ник Лисон в криптоварианте 

Помните Жерома Кервьеля, бывшего трейдера банка Societe Generale, который умудрился чуть ли не разорить своего работодателя опрометчивой торговлей на бирже? До него похожая история случилась с его коллегой Ником Лисоном, который пустил ко дну банк Barings (Великобритания).
Теперь и в криптовалютном бизнесе у них появился последователь. Его зовут Джозеф Ким, ему 24 года, он работает в американской компании Consolidated Trading. В конце прошлого года его включили в группу по криптоторговле, после чего трейдер начал переводить корпоративные биткоины и лайткоины на собственные кошельки. Когда же его спросили, зачем он это делает, Ким ответил, что это нужно в целях безопасности. Он несколько раз перегонял средства между личными и корпоративными кошельками, каждый раз объясняя это какими-то производственными нуждами, в частности необходимостью разблокировать аккаунт компании на какой-то бирже. Ему благодушно верили, а когда наконец хватились, то выяснилось, что молодой человек все это время играл корпоративными деньгами, причем играл рискованно. Общая сумма потерь составила в районе $2 млн, которые Киму, если суд признает его виновным, придется, по всей видимости, где-то найти.  
Есть подозрения и в отношении и владельца итальянской биржи BitGrail Франческо Фирано, который недавно заявил, что через дыру в программном коде и подозрительные сделки кто-то украл монеты Nano на сумму $170 млн, после чего биржа перестала работать. Сам Фирано обвинил во всем девелоперов Nano, которые, по его словам, не захотели доработать код, чтобы снизить риск хакерских атак. Девелоперы, конечно же, не остались в стороне и сообщили миру, что биржа, по их мнению, некоторое время назад вошла в предбанкротное состояние из-за того, что проиграла в конкурентной борьбе. И, что любопытно, именно после этого и произошла пропажа.
Выходом из этой запутанной истории мог бы быть откат Nano к моменту совершения подозрительных транзакций — что-то вроде точки восстановления персонального компьютера на определенную дату с потерей всех данных, которые появились после нее. Нам важно другое: на малоизвестной бирже кто-то украл $170 млн. Что же тогда крутится на больших площадках? И второй вопрос: похоже, что с безопасностью криптосделок, которые вроде бы по природе своей должны быть сверхнадежными, надо что-то делать.
Следующий эпизод проходит по разряду не столько крипты, сколько человеческой глупости. Полиция Австрии ведет расследование в отношении финансовой пирамиды, которая собирала с инвесторов криптовалюту и обещала высокие фиксированные дивиденды — 4% в неделю. Кроме того, выплачивались бонусы с приведенных друзей, причем на постоянной основе — в чистом виде схема MLM. Какое-то время выплаты действительно были, а потом прекратились. Сейчас полиция ищет трех человек, которые, предварительно, украли 12 тыс. биткоинов. Общее число жертв составляет в Австрии и других странах более 10 тыс. человек.
Что ж, это еще один козырь в копилку регуляторов, настаивающих на жестком контроле над криптовалютами.