Крупнейший в мире сервис проката велосипедов китайский Mobike нацелился на Петербург

Автор фото: Global Look Press/ ZUMA Press
В мире уже 8 млн велосипедов сервиса Mobike.

В этом году китайский Mobike планирует запустить в Петербурге прокат 1 тыс. умных велосипедов. Компания работает уже в 13 странах, а для развития привлекла $1 млрд инвестиций.

Китайский сервис велопроката Mobike приходит в Россию и ищет сотрудников, следует из объявлений в социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn. В вакансиях указано, что работа прежде всего будет ориентирована на Петербург и другие города России.
Представители Mobike уже обратилась в комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга. "По представленной информации, Mobike планирует в этом году разместить 1 тыс. велосипедов", — рассказали в комитете, отметив, что "готовы оказать содействие в рамках своей компетенции".
В Mobike не комментируют, в каких именно городах России планируют запустить сервис в этом году, поясняя только, что больше всего заинтересованы в развитии в крупнейших мегаполисах. На этой неделе компания приняла участие в Зимнем велоконгрессе в Москве, предупреждая с плаката на нем: Coming to Russia. Mobike сейчас — это крупнейший сервис по прокату велосипедов в мире. И он кардинально отличается от тех систем, которые уже работают в Москве и Петербурге.
Сервис Mobike запустил бывший руководитель Uber в Шанхае Дэвид Ванг и за простоту использования прокат скоро окрестили Uber для велосипедов. Именно с Шанхая весной 2016 года и стартовал сервис. Не прошло и двух лет, а у компании уже 8 млн велосипедов в 200 городах в 13 странах, в том числе в Великобритании, Германии, Италии, Японии, Италии, Сингапуре и Таиланде. Пользователи ежедневно совершают 30 млн поездок на велосипедах компании. Со времени запуска Mobike привлек $1 млрд инвестиций.
Сейчас в Петербурге, Москве и других города России работают сетевые велопрокаты с фиксированными станциями, к которым нужно парковать велосипед. В каждой такой парковке есть "умный" замок, который посылает сигнал системе о том, что время проката окончено. Mobike же использует "умные" замки не на парковках, а на самих велосипедах. Для них не нужна специальная парковка — пользователь скачивает приложение, с помощью него находит на карте велосипед и разблокирует замок. В России подобная система с сентября прошлого года работает только в  Альметьевске в Татарстане с населением в 150 тыс. человек.
Для окончания поездки на "умном" велосипеде смартфон уже не нужен, а оставить велосипед можно где угодно, заблокировав на нем заднее колесо. Иногда Mobike устанавливает зоны парковки, в которых можно найти велосипед, будут ли такие в Петербурге, неизвестно. Кроме того, в приложении есть система штрафов и поощрений для того, чтобы пользователи оставляли велосипеды, не нарушая правил, и так, чтобы они никому не мешали. Правила нужны для того, чтобы не повторить опыт Китая, где с бурным развитием Mobike и его конкурентов, например Ofo, велосипеды часто просто сваливались в кучу в популярных местах.
"Конечно, должны быть правила парковки. У нас много различных методов, которые позволяют сделать так, чтобы велосипеды всегда парковали так, чтобы они никому не мешали”, — поясняет генеральный менеджер Mobike по России и СНГ Станислав Иванов.

Масштаб и конкуренция

Стоимость китайского "умного" велосипеда всего $150-450, сообщалось ранее. Сама компания не раскрывает себестоимость велосипеда, отмечая только, что удается экономить на производстве за счет эффекта масштаба.
Затраты на один велосипед в системе с "умными" парковками — около $5 тыс. Поэтому системы проката с фиксированными станциями во всем мире развиваются с участием дотаций государства или партнерства с корпорациями. Такие велопрокаты называют себя планово убыточными. Не исключение и Петербург, где с 2014 года работает сетевой велопрокат "Велогород". Первый год партнером компании был "Банк Москвы", а с 2015 года прокат ежегодно получает субсидию из городского бюджета — за 3 года компания получила около 100 млн рублей.
Возмещение затрат проходило по конкурсу, но кроме "Велогорода" в нем никто не участвовал — просто до этого не было компаний с подходящими параметрами. В прошлом году вице-губернатор Петербурга Игорь Албин высказывал недовольство работой сети, призывая искать альтернативу "Велогороду", чтобы создать конкуренцию среди прокатов.
В новом сезоне "Велогород" планирует расширить число своих станций в Петербурге с 90 до 140-160, а количество велосипедов по плану компании возрастет с 600 до 1-1,2 тыс. "Конкуренция — это хорошо. Думаю, в городе вполне могут развиваться две системы велопроката. В Москве же есть пять систем проката автомобилей, и они все вместе уживаются", — говорит генеральный директор "Велогорода" Виталий Блаженов.
Виталий Блаженов опасается за велосипеды будущего конкурента. "В силу специфики нашей страны многие из них скоро окажутся у кого-нибудь на дачах. Даже с наших станций в прошлом году украли 17 велосипедов, а годом ранее, когда мы еще работали на старой системе, украли 80. При этом наши велосипеды пристегиваются к станциям", — говорит Виталий Влаженов.
В китайской компании таких опасений нет. "В какую бы страну мы ни приходили, там говорят, что специфика именно их страны такова, что велосипеды будут красть. Но на самом деле это ничтожный процент, — рассказывает Станислав Иванов, — К тому же наши велосипеды выделяются, их будет сложно продать".
Выход в Петербург обдумывают и европейские операторы велопроката, которые заявлили об этом еще прошлой весной. В КРТИ рассказали, что к ним уже обращались компания Nextbike из Германии и Smoovе из Франции. Но они "пока просто высказывали заинтересованность". Кстати, на оборудовании Smoove, включающем станции, парковки, систему оплаты, работает сетевой прокат "Велобайк" в Москве. Кроме того, в прошлом году представитель компании Social Bicycles, которая использует "умные" велосипеды, рассказывал, что компания также смотрит на рынок Петербурга.