Фото: Сергей Ермохин

Велосипед по вызову. Международные сервисы могут прийти в Петербург в этом году

В конце апреля в четвертый раз в Петербурге запустят сетевой велопрокат "Велогород", который ранее субсидировал Смольный. Но в этом году за бюджетные деньги могут побороться также международные операторы, которые хотят выйти на новый рынок.

Международные операторы сетевых городских велопрокатов присматриваются к российскому рынку. Три из них — Nextbike, Social Bicycles и Smoove — надеются в этом году попробовать себя в Петербурге, составив конкуренцию российскому "Велогороду". Сетевые велопрокаты по всему миру сегодня развиваются с помощью мобильных приложений, "умных" велосипедов и "умных" велопарковок.

Городской велопрокат сначала охватит Петергоф, а затем другие города России

Городской велопрокат сначала охватит Петергоф, а затем другие города России

1236
Надежда Фёдорова, nadezda.fedorova@dp.ru
Городской велопрокат сначала охватит Петергоф, а затем другие города России

Городской велопрокат сначала охватит Петергоф, а затем другие города России

1236
Надежда Фёдорова, nadezda.fedorova@dp.ru

На следующей неделе, 20 апреля, в Петербурге вот уже четвертый сезон подряд заработает система городского велопроката компании "Велогород", сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Велосипеды этой сети паркуются к станциям с помощью электронных замков. Взять велосипед в аренду можно, оплатив ее через мобильное приложение.

В 2014-2016 годах "Велогород" использовал для управления велосипедными станциями чешскую систему Homeport. В 2016 году компания протестировала систему собственной разработки и собирается применить ее в Петербурге в этом сезоне. В первый год партнером "Велогорода" в Петербурге выступал Банк Москвы, а в 2015 и 2016 годах велопрокат субсидировался администрацией города: за 2 года из бюджета выделили 74,6 млн рублей.

Формально субсидия выделялась на конкурсной основе, но заявку подавал только "Велогород". В этом году ситуация может поменяться, если конкурировать за бюджет решат зарубежные операторы. Получателя субсидии выберут в мае. В 2017 году оператору сетевого проката могут компенсировать до 80,8 млн рублей, но в весенних корректировках бюджета заложено снижение субсидии до 68,6 млн рублей.

Французы, немцы и американцы

Самая крупная сеть велопроката в России — "Велобайк" в Москве, работающая в партнерстве с французской Smoove (предлагает оборудование для городской велоаренды: станции, терминалы оплаты, защиту и т. д.). Smoove желает идти и в другие города России. "Мы провели встречи с представителями администрации Петербурга. Возможность запуска сервиса, использующего наше техническое решение, в этом году существует", — говорит Ярослав Гамзиков, директор Smoove в России.

В ноябре 2016 года немецкий оператор велопрокатной системы Nextbike, сервисы которого работают в 24 странах, открыл представительство в России. По словам директора Nextbike в РФ Андрея Желтко, компания тоже ведет переговоры с несколькими городами, в их числе Петербург. "Нам интересен этот рынок. Мы бы хотели запуститься в этом году, но произойдет ли это, говорить пока рано", — отмечает он.

Nextbike рассчитывает на партнерство с властями. "Почти во всех городах мира самоокупаемость подобных систем — это надежда на будущее. Для того чтобы эти проекты запустились и стали долгосрочно частью общественной транспортной инфраструктуры, нужна поддержка городских властей", — уверен Андрей Желтко.

Конкуренция на рынке идет на уровне digital
NEXT

Конкуренция на рынке идет на уровне digital

218

Nextbike работает как с "умными" станциями, так и с велосипедами, на которых закреплены "умные" замки, — в этом случае велосипед можно оставлять где угодно, а найти потом по встроенному GPS-трекеру. Первой в мире систему с умными велосипедами запустила Social Bicycles в США в 2009 году. Сейчас компания работает в 27 городах в шести странах. Ее представитель рассказал "ДП", что идут переговоры и с властями Петербурга.

"Думаю, в Петербурге хотят поэкспериментировать с моделями проката. Выход нашей системы в город в принципе возможен в этом году", — говорит ГИС-аналитик Social Bicycles Александр Тедески. По его словам, запуск подобной системы сравнительно дешев: затраты на один велосипед составляют около $1,5 тыс., а для системы с "умными" станциями — примерно $5 тыс.

Китайский вариант

Представители всех трех международных операторов уверены, что желательно, чтобы в Петербурге работал только один сетевой оператор велопроката, а создание нескольких систем нецелесообразно, а "подобно прокладке двух независимых систем метро". Во многом эта позиция может объясняться тем, что системы велопроката датируются из бюджета, а значит, работают не совсем по рыночным законам.

"Автоматизированный велопрокат, со станциями или без станций — это элемент общественного транспорта и средство изменения городской среды. Такой велопрокат всегда планово убыточен. Вложения со стороны муниципалитета, государства, партнеров, спонсоров идут на запуск, развитие и поддержание эффективности", — говорит Ярослав Гамзиков.

Возможно, самоокупаемыми смогут стать системы, созданные в Азии. В 2016 году в Китае начала работать система Mobike — она вообще не требует пристегивать велосипед куда-либо. По завершении поездки кнопкой можно заблокировать заднее колесо, а следующий клиент разблокирует его смартфоном.

Mobike работает в плотной конкурентной среде — сетевой прокат предоставляют сервисы Bluegogo, Ofo, Xiaoming и другие. Последние две активно привлекают финансирование. Например, Ofo в марте этого года привлек $450 млн, в компанию инвестировал в том числе фонд DST Global Юрия Мильнера. Капитализация сервиса превысила $1 млрд.

В поиске партнеров

В России развивается также полуавтоматическая сеть аренды велосипедов Cafebike. Транспорт арендуется в приложении, но, чтобы его забрать, нужно показать код работнику кафе, около которого он припаркован. Приложение Cafebike зарабатывает на комиссии с поездок, а велопарк принадлежит партнерам. В 2016 году в Петербурге было 90 таких велосипедов.

"В этом году мы не будем запускать Cafebike в Петербурге: велосипеды устарели, а инвестора, готового их заменить, нет", — говорит основатель сервиса Станислав Иванов. По его словам, для того чтобы развить подобный сервис в Петербурге, нужно, чтобы велосипеды были заметны, а значит, на город их должно быть не менее 300 — тогда инвестиции в их покупку составят около 4,5 млн рублей.

Раньше сервис сотрудничал с сетью веломагазинов "Велодрайв". "Проект, конечно, хороший, но нам он не приносил прибыли, поэтому мы решили сосредоточится на своих велопрокатах при магазинах. Может быть, к этому вернемся, но не в этом году", — говорит владелец "Велодрайва" Кирилл Остапенко.

Развивается Cafebike в других городах — в прошлом году запустился в Калининграде, там партнером выступила "Планета спорт". Кроме того, пилотные проекты запустились в Петрозаводске и Нижнем Новгороде, а в этом году запустят велопрокат в Иркутске.

Надежда Фёдорова Все статьи автора
10 апреля 2017, 15:03 945
Новости партнеров
Реклама