Рост цен на аренду, алкоголизация и открытие новых заведений

  

Сетей станет больше

В 2018 году арендодатели помещений под общепит будут повышать цены. А сами рестораторы продолжат пытаться удивить клиента, но так, чтобы еда оставалась быстрой и недорогой.
Прогнозы на 2018 год у петербургских рестораторов не оптимистичные, однако и не катастрофичные. Главное опасение — удорожание аренды. Ресторатор Алексей Буров считает, что цены непременно увеличатся в ответ на постоянно растущую востребованность помещений. Он поясняет, что уже сейчас помещения в самых популярных локациях достигают московских расценок — от 4 тыс. рублей за 1 м2.
Но главная беда в том, что собственники, уже имея арендаторов, все равно прощупывают рынок. И видя интерес к своему помещению, пытаются перезаключить договор со старым арендатором на более выгодных для себя условиях или найти после окончания договора нового.
В итоге маржинальность ресторанного бизнеса сужается под давлением с двух сторон — аренда и рост цен на продукты (правда, в 2018 году они будут дорожать не так быстро, как в 2014–м).
Форматы заведений станут более разнообразными, станет больше сетей количеством до 10 точек. Почти все они будут относиться к стрит– и фастфуду — эти направления останутся популярными и в 2018 году.
Рестораторы будут пытаться сделать еду одновременно быстрой и необычной. Например, продолжатся эксперименты с начинками для бургеров, сэндвичей и блинов: они не должны казаться покупателям скучными или вредными для здоровья. Популярнее станут веганские заведения, в 2018 году их появится не менее десятка. А сеть «Теремок» в феврале добавит в ассортимент несколько постных блинов.
Крупные игроки рынка в 2018 году будут менее экспансивными: мало какие сети могут открыть в городе более нескольких десятков точек так, чтобы каждая оставалась прибыльной. При этом небольшие сети продолжат постепенно расширяться. Уже сейчас, если не считать гигантов фастфуда, нескольких явных лидероврынка назвать трудно.
По прогнозам агентств недвижимости, в городе будут открываться небольшие заведения площадью 150–250 м2. Крупных ресторанов с несколькими залами будет немного, и в основном просторные заведения будут приурочены к ЧМ по футболу. Например, владельцы «Карла и Фридриха» в начале года откроют ресторан «Альпенхаус» на 2 тыс. мест, специально чтобы принимать болельщиков.
Рынок

Рост на уровне инфляции

Ресторанный рынок больше многих других зависит от благосостояния населения. Во время экономических подъемов люди чаще ходят в кафе и рестораны, во время спадов — едят дома. И в 2018 году серьезного роста не предвидится: по прогнозам предпринимателей, к концу года объем рынка увеличится всего на 7–10% — практически в рамках инфляции. Более–менее значительное увеличение выручки владельцам кафе и ресторанов могут принести футбольные болельщики и туристы, а не сами петербуржцы. Сейчас, по исследованиям СПбГУ, около 40% жителей города почти никогда не едят в общепите. Но рестораны в центре города и на Крестовском острове снимут сливки с возросшего турпотока, мало что оставив остальным. Критических ударов вроде новых санкций или роста цен в разы в 2018 году участники рынка не ожидают, однако и времена, когда рентабельность этого бизнеса составляла около 30–35%, в этом году тоже не вернутся.
Чемпионат

Заведения под футбол

По прогнозам участников рынка, на месяц, в течение которого будет длиться ЧМ, цены резко взлетят. Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость», считает, что весь 2018 год рестораторы будут продолжать бороться за неповышение среднего чека, чтобы сохранить клиентов, доходы которых не вырастут. Но в июне борьба прекратится, и цены подскочат до 30%. То же самое касается недвижимости: летом 2018 года, говорит эксперт, будет резкий скачок как ставок аренды, так и спроса. Арендаторы будут искать заведения «под футбол», чтобы зайти быстро, заработать в конкретном месте в конкретное время. Половина таких заведений закроется к концу 2018 года, а ставки сбалансируются. Но временно на рынке будет царить хаос, цены в заведениях одного формата на одной улице будут значительно различаться, как и арендные ставки одинаковых соседних помещений.
Алкоголь

Вслед за барами

В Петербурге традиционно популярны бары, в год их открывается обычно на несколько процентов больше, чем в других регионах. Но сейчас участники рынка говорят об алкоголизации и других заведений, отмечая, что рынок в этом плане следует за спросом.
«Я уверен, что в 2018 году лицензии на алкоголь получат до 90% действующих заведений общепита, причем это касается всей России. Исключением здесь станут кафе строгого формата — для веганов или спортсменов, например», — говорит управляющий ГК «Авира» Алексей Загуменнов.
В то же время в течение года постепенно будет вводиться система ЕГАИС для общепита, и даже новичкам придется сканировать каждую проданную бутылку алкоголя. Не исключено, что многие небольшие и одиночные заведения в 2018 году столкнутся со штрафами за опоздания с покупкой техники, установкой программ для ЕГАИС или за неправильный учет спиртных напитков.
77 млрд рублей — примерно в такую сумму к концу 2018 года «Петростат» оценит объем городского общепита. Сами участники рынка считают, что его объем примерно втрое больше, но динамику « Петростата » считают достоверной. Рост по отношению к 2017 году составит около 10%.
Свободных площадей под общепит уже не хватает. Мы общаемся со многими сетями и рестораторами, и у них много идей, но у всех одна и та же проблема — нет подходящих площадей. В 2018 году эта проблема выйдет на первый план и опередит даже вечную беду рестораторов — отсутствие хороших кадров. Что касается ставок аренды, с точки зрения законов экономики они должны расти в условиях дефицита площадей при устойчивом спросе. Но ставки в Петербурге уже и так на пределе в хороших локациях. Поэтому если они и вырастут, то только в рамках индексации для уже действующих заведений, то есть не более 10% за год. А новые заведения просто не смогут выдержать более высоких цен, поэтому к концу года среднее повышение составит не более 7–8%.
Станислав Ступников
руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость»
Главный тренд для общепита на 2018 год — семейность. Рестораторы хотят усадить за стол не двух человек, а всю семью и будут стремиться к этому всеми возможными способами. Например, вместо романтических свечей и столиков на двоих будут устанавливать в заведении игровое оборудование: лабиринты, сухие бассейны, горки. По моим прогнозам, не менее 40 % действующих заведений общепита за год пойдут по этому пути. Исключением пока станет классический фастфуд в формате «купил и ушел». Что же касается новых заведений, то здесь главным направлением развития станет уникальность концепции. Раньше ресторан мог предлагать уникальный дизайн интерьера, уникальное блюдо или уникальную услугу, но быть похожим на другие. В 2018 году новые рестораны и кафе будут строиться на уникальности буквально всего: меню, интерьера и даже ароматов в помещении.
Алексей Загуменнов
управляющий ГК «Авира»
За последние 5 лет стоимость похода в ресторан сильно снизилась, и тенденция продолжит свое развитие. Средний чек в этом году или останется на том же уровне, или даже снизится, хотя количество гостей может расти. Определяющим фактором выбора ресторана (при условии высокого качества еды и напитков) остается цена. Те рестораны, модели работы которых предполагают качественные услуги, но при этом доступную стоимость, будут пользоваться популярностью. Проще говоря, востребованными будут те, кто максимально оптимизирует расходы на все, кроме еды. А если о конкретных направлениях, то сохранит популярность азиатская кухня. В 2018 году будут востребованы все форматы, связанные с мясом: стейк–хаусы, бургерные и т. д. Просто потому, что на рынке наконец появились качественные мясные продукты.
Алексей Буров
совладелец Ресторанной группы Бурова и Коккова