Уходящий год принес связистам мешок новых ограничений и обязательств. Не такой уж большой. Но самое главное — не было и продвижений. Всем стало очевидно: то, что происходит на рынке, — это застой.
В 2017 году у ряда игроков телеком–рынка жизнь усложнилась: у интернет–провайдеров (им пришлось побороться с системой проверки блокировок сайтов "Ревизор", которая работала по неведомым нормам, но штрафы предписывала самые настоящие), у мессенджеров (они обязаны встать на учет и передавать данные пользователей, которые от них требуются), у VPN–сервисов и анонимайзеров (на них наложили обязательство закрыть те функции, ради которых пользователи, по сути, к ним обращались) и других.
От этого года ожидали позитивных сдвигов: если не изменений в лучшую сторону, то хотя бы устранения неизвестности. Но именно в этой части, как назло, все оказалось стабильно — вопросов стало едва ли не больше.
Дата–бум
Прежде всего в 2017 году должна была появиться ясность, где же операторы будут хранить огромные массивы данных, которые предписывает беречь закон Яровой. То есть ожидался если не бум строительства дата–центров, то хотя бы оживление в этом направлении.
В итоге появилось сообщение о том, что компания "Инфоресурс СПб", среди владельцев которой — московский бизнесмен Александр Удодов, построит крупнейший в Петербурге дата–центр мощностью 22 МВт. Стоимость строительства оценивается в 7 млрд рублей. И это все. Единственное заявление без активной стройки. По некоторым данным, хранением данных в Петербурге займется "дочка" "Ростелекома", но и тут еще движения не замечено. В то же время аналитики в течение года говорили, что петербургский рынок услуг дата–центров растет "предсказуемо небыстро".
Сейчас топ–менеджеры дата–центров демонстрируют умеренный оптимизм. Гендиректор "Мирана" Игорь Ситников говорит, что компания немного расширила один из двух своих дата–центров. Директор СПб филиала Xelent Андрей Елисеев рассказывает, что спрос растет. При этом оба даже не желают обсуждать возможный рост в связи с законом Яровой. Те же, с кого по этому закону очень скоро должны спросить (основные обязательства вступят в силу 1 июля 2018 года), тоже за год не обросли конкретикой. "Все, что в этом году прояснилось с законом Яровой для меня, — что нам придется потратить ради соответствия новым требованиям всего 10% городового оборота, а не 150%, как некоторым конкурентам, — рассказывает владелец одного из петербургских операторов. — Ничего себе облегчение — год без чистой прибыли".
Импортозамещение
Ожидалось, что в этом году наметится положительная тенденция в сфере импортозамещения, о котором так много было разговоров: появятся новые продукты или производственные линии. Но в этой среде тишина. Ничего не слышно про "убийцу iPhone" — YotaPhone. Ретейлеры, торгующие смартфонами, называют продукцией российских брендов аппараты, полностью производимые в Китае. Примерно такая же ситуация в других областях.
"Мы в этом году решили: почему бы нам не сделать свой российский коммутатор, — рассказывает представитель одного из интернет–провайдеров, пытавшийся запустить новый проект. — В итоге собрали нужных людей из производства, поехали консультироваться, и выяснилось, что цена, прикинутая на коленке, уже равна тому, сколько стоят иностранные коммутаторы в рознице. А у нас такая себестоимость. Во–первых, все компоненты пришлось бы везти из–за рубежа. Во–вторых — софт разрабатывать с нуля".
Точки роста
Этот год был не самым плохим, но он не решил никаких ключевых вопросов рынка, самый главный из которых — за счет чего расти выручке телеком–компаний. Сейчас операторы в этой сфере действуют по принципу "кто во что горазд". Владелец бренда "Билайн" в 2017–м запустил коммуникационную платформу VEON и стал позиционировать себя как "компания, специализирующаяся в области цифровых технологий". "МегаФон" купил контрольный пакет акций Mail.Ru, чтобы уделять больше внимания "цифровым пользователям", то есть тем, кто активно пользуется мобильным Интернетом. МТС продвигают МТС Банк. "Ростелеком" охотно берет госзаказы, среди которых есть неожиданные, например на обслуживание светофоров. После того как ростелекомовский поисковик "Спутник" был признан неудачным, в компании сообщили, что собираются сделаться "крупнейшим оператором отраслевых услуг, работающим с большими данными". И в декабре стало известно, что работе с big data обучат все тот же "Спутник".
Рынок пробуксовывает, а следующий год обещает операторам добавить ответственности и сузить возможности.
“
Это был год несбывшихся ожиданий. Мы все ожидали, что вот–вот что–то произойдет в экономике и кривая пойдет вверх. Ведь мы, телеком–операторы, зависим от финансового состояния наших партнеров. Мы ждали, что наступит хотя бы стабильная ситуация на рынке, но нет — у реального бизнеса по–прежнему проблемы. Главное — все хотят сэкономить. И теперь снова появляются ожидания — что после президентских выборов наконец–то станет лучше. С ноября такие настроения на рынке. В целом хуже за этот год не стало, но и лучше тоже. Все находится в подвешенном состоянии.
Андрей Гук
гендиректор оператора "Обит"
“
Это был год апатии. Что информационный фон, что происходящее на рынке — не радовало. Я, со своей стороны, ожидал движения на рынке — сделок слияния и поглощения. Но их в Петербурге почти не было, в отличие от Москвы: там небольшие операторы соглашались продаться за сумму годовой выручки или даже восьмимесячной, а у нас даже от предложений полуторагодовой выручки нос воротят. Пожалуй, в этом году ничего значительного не произошло на рынке Петербурга. "Ревизор" доставил всем хлопот, но сильно ни по кому не ударил.
Дмитрий Петров
гендиректор оператора "Комфортел"