Холдинг "Петрохлеб" продает два хлебозавода в Ленобласти

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Крупнейший производитель хлеба в Ленинградской области "Петрохлеб" выставил на продажу два хлебозавода в рамках оптимизации бизнеса. Снижение рентабельности, высокая конкуренция и сокращение потребления хлеба вынуждают игроков пересматривать стратегию развития.

Как рассказал “ДП” генеральный директор Холдинга “ПетрохлебВалентин Иванов, руководство компании приняло решение выставить на продажу два из восьми хлебозаводов в Ленинградской области. Речь идет о предприятиях в Сосновом Бору и Луге.
Как поясняет Валентин Иванов, продажа заводов связана с оптимизацией и укрупнением предприятий холдинга. Например, в течение последних 2 лет у “Петрохлеба” в Волховском районе действовали три площадки — в Волхове, Новой Ладоге и Сясьстрое. “Я считаю, что нет необходимости иметь три завода в одном районе, и поэтому сейчас у нас действует только предприятие в Волхове, на котором недавно была проведена модернизация”, — поясняет Валентин Иванов.

Меньше хлеба

По такой же схеме идет оптимизация и в других районах. Волховский завод покрывает потребности Волховского и Лужского районов. Продукция Волосовского завода в том числе поставляется в Сосновый Бор. Завод в Сосновом Бору компания намерена продать за 10-11 млн рублей. В настоящее время завод не действует, предприятие может выпускать 3 т хлебобулочных изделий и 100 кг тортов в сутки.
Второй актив, Лужский завод, — уже действующее предприятие, которое оценивается в 40 млн рублей. Здесь выпускается 10 т хлебобулочных изделий и 2 т печенья в сутки. Около 6 лет назад “Петрохлеб” продал Подпорожский и Лодейнопольские хлебозаводы, которые в этом году купил покинувший пост председателя правления банка "Санкт–Петербург" Владислав Гузь. Всего за весь период работы "Петрохлеб" закрыл около 10 предприятий, шесть из них за последние 2 года.
В настоящее время у холдинга "Петрохлеб" производство сосредоточено на Гатчинском (более 30 т продукции в сутки), Кингисеппском, Волосовском, Приозерском, Волховском и Тихвинском заводах (каждый выпускает более 10 т продукции в сутки). На этих предприятиях за последние 2 года проведена модернизация стоимостью 100 млн рублей, которая позволила увеличить совокупные мощности заводов с 70 до 100 т продукции в сутки. Сам "Петрохлеб" оценивает свою долю на рынке Ленобласти в 40-80% в зависимости от районов. По оценкам других игроков, доля холдинга в Ленобласти составляет не более 50%.
Общий оборот предприятий, входящих в холдинг "Петрохлеб", по данным СПАРК, составляет 1,7 млрд рублей. Совладельцы головной компании, ОАО "Холдинг "Петрохлеб", — представители крупного немецкого производителя снеков Lorenz Дирс Инга (1,5%) и Заллавиц Ханс Йоахим (14%), а также гендиректор холдинга Валентин Иванов (11,4%), Константин Иванов (6,32%), Нина Иванова (4,9%) и Евгений Иванов (4,6%).

Спрос сокращается

По оценке участников рынка, закрытие и продажа активов "Петрохлеба" связана в первую очередь со снижением рентабельности этих производств. Как ранее говорил Валентин Иванов, последние несколько лет хлебозаводы Петербурга через крупные розничные сети стали выходить в Ленобласть и заняли 30% рынка. Это осложнило развитие областных предприятий. Рынки Петербурга и области отличаются по структуре: в городе большинство районных хлебозаводов уже консолидировано крупными холдингами, в то время как в Ленобласти сохранилось большое количество самостоятельных игроков.
Рынок хлебобулочных изделий переживает непростые времена. Потребление хлеба в стране сокращается не первый год, при этом себестоимость производства растет. По данным Минпромторга, за последние 10 лет потребление хлеба в стране сократилось на 25% — с 66 до 49 кг в год на человека. На этом фоне крупнейшие игроки рынка меняют планы развития. Так, финский концерн Fazer откладывает строительство своего завода в Петербурге.
Инвестиционная привлекательность рынка хлебобулочных изделий достаточно высока, поэтому найти покупателя на актив будет несложно. “Судя по всему, многие крупные бизнесмены рассматривают покупку заводов по производству хлебобулочных изделий не просто как хорошие инвестиции, но и как возможность диверсифицировать и расширить имеющийся бизнес”, — уверен Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора ИК "ФИНАМ"