Русский архетип vs "Игра престолов". Краткий конспект лекции Владимира Мединского

Автор фото: Александр Демьянчук/ТАСС

 

На Петербургском культурном форуме министр культуры Владимир Мединский прочитал лекцию "Культура — творец истории. Опыт и уроки русской революции".
Перед выступлением он признался, что тему лекции не выбирал, а за час успел рассказать, почему в России не могут снять "Игру престолов", чем ректор Академии художеств отличается от кроманьонца и что важнее образования.

Про историю

Для нас самое главное — извлечь уроки из истории. Глупо иметь такую историю, как наша, и не пользоваться ей.

Про культуру

Как только хомо сапиенс начинает что-то изобретать — биология заканчивается, начинается культура. Какие генетические отличия между кроманьонцем и ректором Академии художеств? Никаких. Они отличаются только культурой и знаниями. Культура — это реестр запретов. Человек отличается от прямоходящей обезьяны тем, что он знает, чего нельзя.

Про революцию

Влияние революции на мировую цивилизацию можно сравнить с рождением Иисуса Христа. Русская революция — это производная русской культуры. Революция произошла потому, что на тот момент соответствовала русскому культурному архетипу. Когда я говорю про русский архетип, я имею в виду все многообразие наций, проживающих на нашей территории.

Про тех, кто сделал революцию

Русскую революцию принято называть пролетарской, потому что так было написано у Маркса. Но пролетариата там было мало. Кто был во главе? Много ли там было рабочих с Путиловского завода? Да и рабочие Путиловского завода неплохо получали. Даже могли позволить себе нанимать домашнюю прислугу. Нет, революцию сделали успешные журналисты, публицисты, профессора.

Про добро, зло и кино

Во главе русского архетипа — понятие справедливости. В нашей культуре нет полутонов. В этом смысле мы как дети, которые четко разделяют вещи на хорошие и плохие. Мы разделяем все на черное и белое, на добро и зло. Это проявление православного нравственного императива. В русской культуре ты либо живешь по правде, либо по кривде. Поэтому у нас идет постоянный процесс переоценки нашей истории. Мы всегда либо за красных, либо за белых. Мы можем снять кино про князя Владимира, а "Игру престолов" уже не можем, потому что там герои не хорошие и не плохие, а вообще непонятно какие.

Про авангардное искусство и русский архетип

В России были всплески авангардного искусства, а сейчас происходит постепенное возвращение к традиционным ценностям. Этот откат объективен, потому что он тоже заложен в нашем архетипе. Сформированный столетиями архетип поведения проявляется в человеке вне зависимости от его образования, того, какой он носит костюм. Иногда важнее глубинное.
Мы видим, что культурный мир в Европе разрушается, а у нас идет совмещение свободной и творческой личности с опорой на традиционные ценности. Наша задача — совместить коллективистский крестьянский общинный архетип со здоровым индивидуализмом.

Про дороги

До второй половины XIX века в России не вкладывались серьезные государственные деньги в строительство дорог, потому что в центральной части России есть разветвленная сеть рек — это практически готовая карта дорог. Летом на лодке, зимой на полозьях — это хайвей, зачем строить дороги? В строительстве дорог не было необходимости, пока не появился автомобильный транспорт.