Выбор объектов размещения с конференц-залами под события разного масштаба, возможности для разноплановых сценариев мероприятия, хорошая транспортная доступность, профессиональные команды организаторов — всё это помогает увеличивать долю деловых туристов в Ленобласти. Однако для более интенсивного роста локальным проектам стоит больше заявлять о себе и учитывать стандарты сегмента, считают эксперты MICE-индустрии.
Как сообщили ДП в сервисе для организации деловых поездок Островок Командировки, спрос на размещение в Ленинградской области со стороны бизнес-туристов с начала года (январь–май 2025-го) вырос на 65% относительно аналогичного периода в прошлом году. Поездки в регион с бизнес-целями наиболее востребованы среди деловых туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгородской, Московской и Нижегородской областей.
Нужен масштаб
Повышение востребованности Ленинградской области в данном сегменте растёт ещё с "допандемийного" периода, замечает сооснователь и операционный директор MICE Excellence и генеральный продюсер MICE Excellence Awards Татьяна Конакова. "Увеличение интереса, в первую очередь связано с тем, что корпоративным заказчикам и организаторам деловых мероприятий нужно менять локации, заинтересовывать участников новыми площадками, — и Ленобласть тут очень "незаезженное" направление. Кроме того, в регионе растёт количество профессиональных компаний по приёму корпоративных групп, и они формируют интересные продукты, активно продвигают направление", — рассказала эксперт.
Учитывая релокацию крупного бизнеса в Северо-Западный федеральный округ, когда компании переносят свои штаб-квартиры в Петербург, Ленобласть имеет все шансы для роста делового туризма, добавляет директор MICE-департамента Continent Express Ольга Гулибина. Но, замечает собеседница "ДП", для этого необходимы инвестиции в MICE-привлекательность региона, чтобы предложение соответствовало спросу.
“
Санкт-Петербург и Ленобласть находятся на втором месте нашего рейтинга самых востребованных регионов для проведения бизнес-мероприятий. Спрос на это направление стабильно высокий: 25% от ежегодного объёма всех MICE-проектов проводятся именно здесь, — продолжает Ольга Гулибина. — Этот показатель мог бы быть выше, но мы вынуждены констатировать тот факт, что в регионе наблюдается дефицит качественных площадок для организации таких крупных бизнес-форматов, как конгрессы, цикловые конференции с численностью участников более 300 человек. Большие группы в Санкт-Петербурге иногда приходится размещать в нескольких отелях, что крайне негативно сказывается на логистике. Рост внутреннего туризма сказывается на загрузке отелей, и это также накладывает свой отпечаток на MICE".
В Ленинградской области не хватает именно кластеров, чтобы и проживание, и сами мероприятия базировались в одном месте, при этом в непосредственной близости от Петербурга, считает эксперт. Согласна с тем, что здесь сегодня недостаточно площадок, ориентированных на масштабные мероприятия, и Татьяна Конакова. "И, конечно, они нужны региону, если стоит задача по привлечению крупных бизнес-событий", — считает она. По оценке собеседниц "ДП", спрос на MICE-проекты в Ленобласти выше, чем предложение, а интерес к региону очень высок.
Подтверждает это и недавнее открытие нового пространства общей площадью более 550 м2 для проведения деловых мероприятий на курорте "Золотая Долина", конференц-зал в котором может вместить более 600 человек. Кроме того, здесь создана необходимая инфраструктура для организации питания и отдыха участников. По словам представителей курорта, уровень загрузки нового пространства лишь подчёркивает высокую востребованность площадок под большой формат деловых событий. Одно из первых мероприятий здесь пройдёт уже в начале июля — и это будет Форум СМИ Ленинградской области.
В данном случае столь быстрому отклику от бизнес-сообщества и в целом продвижению новой площадки способствовала репутация круглогодичного курорта, который уже хорошо знаком организаторам MICE-мероприятий. Здесь уже функционировало 6 залов площадью от 30 до 380 м2 и расположенный отдельно конференц-центр. Кроме того, в "Золотой Долине" выработали свою концепцию для проведения успешного мероприятия. Помимо подходящего помещения, оснащённого всем необходимым оборудованием, должно быть обеспечено: питание в соответствии с форматом события (от кофе-брейка и фуршета до гала-ужина), комфортное размещение гостей, сопровождение со стороны курорта — отель, рестораны, дополнительные услуги — мелочей здесь нет.
MICE-мероприятия для бизнеса имеют свои стандарты и требования, подтверждает Ольга Гулибина: "Это касается и номерного фонда, и конференц-возможностей объектов размещения".
Условия для диалога
Большинство конференц-залов в Ленинградской области, рассчитанных на проведение крупных бизнес-мероприятий, — расположено на территории курортов, заметили эксперты. И это открывает новые возможности как для гостей, так и для площадок. Речь про набирающее популярность направление bleisure (bleasure), когда помимо бизнес-поездки участник делового события планирует немного времени "для себя".
“
В первую очередь это рост среднего чека, в который включаются не только расходы по деловой программе, но и на отдых, кроме того, продолжительность таких поездок длиннее (в среднем корпоративное мероприятие длится 2-3 дня, bleasure — 5–7 дней). И часто в такую поездку у участника есть возможность взять членов семьи и детей, а это дополнительные расходы и дополнительная прибыль для отеля и площадки, — говорит Татьяна Конакова. — Курортам и отелям крайне важно обращать внимание на этот сегмент и подсвечивать возможности как для участников таких поездок, так и для сопровождающих лиц".
Потенциал подобного дополнительного предложения активно используют в "Золотой Долине", где такому совмещению форматов дали название "уникальные акценты мероприятия". Они позволяют не только разнообразить программу самого события, но и найти различные варианты для индивидуального отдыха каждого из участников. Причём среди фишек есть те, что не всегда возможно реализовать на Петербургских площадках. Например, костровые поляны, позволяющие задать особую атмосферу вечеру. Не меньшим спросом пользуются запуск фейерверков и организация фаер-шоу, рассказали здесь.
Спортивная инфраструктура курортов со всем разнообразием доступных активностей, спа-зоны, — также формируют широкий спектр возможностей для гостей. Ну а главным преимуществом таких площадок является живописное окружение — это и впечатления, и релакс, и нужная динамика.
На фото: архив ДП
Однако базовым элементом остаётся качественный сервис и индивидуальный подход к каждому мероприятию и клиенту, замечают в "Золотой Долине". Здесь уверены, что открытие новых площадок, которые заслужат хорошую репутацию, позволит не просто расширять бизнес-аудиторию, — это вклад в развитие b2b-сегмента, различных отраслей, а также всего региона в целом.
"MICE — это драйвер роста внутреннего туризма, — подтверждает Ольга Гулибина. — Участники MICE-мероприятий, вдохновлённые локацией, окрестностями и инфраструктурой возвращаются в это место с семьями, уже как индивидуальные туристы". В качестве примера эксперт привела такие регионы, как Сахалин, Байкал и Мурманская область. По статистике Continent Express, каждый третий участник инсентивов в данных регионах — возвращается в понравившиеся в места как индивидуальный турист. "MICE-привлекательность региона влияет и на рост туризма, и на желание продлить командировку в Ленобласти в формате bleisure, были бы возможности и локации для увеличения MICE-активности в регионе", — резюмирует она.
Однако при этом, требуется продвижение территории среди организаторов деловых событий, уточняет Татьяна Конакова. По её словам, необходимо информировать заказчиков и о возможностях и новинках региона, развивать сопутствующую инфраструктуру и логистическую доступность, отрывать больше площадок для с MICE-возможностями.
“
Если Санкт-Петербург сформировал устойчивый имидж не только культурного, но и делового центра страны, то Ленинградской области ещё предстоит большая работа, — заключает основатель и главный редактор MICE&more Лина Москвина. — Сегодня мы видим, что в Санкт-Петербурге хорошо развита инфраструктура для всех видов туризма, существенно увеличился спрос в межсезонье и сформировался тренд на перенос крупных отраслевых выставок из Москвы в Северную столицу. Все эти факторы могут положительно повлиять на развитие Ленинградской области. Однако, пока недостаточно продвижения конкретных курортов, загородных комплексов и локаций для различных видов туризма. В связи с повышенным спросом в самых разных сегментах и развитием индустрии в целом, сегодня для этого самое благоприятное время. Международная маркетинговая экосистема в свою очередь проводит в этом году Первый День Петербурга в Москве с целью продвижению Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере Business Travel и MICE".