Не сидите сиднем. Актуальность 95 тезисов профессора Мартина Лютера

Автор фото: Петр Ковалев
Автор фото: Петр Ковалев

 

За столетним юбилеем октябрьского переворота как–то затерялся другой юбилей, 500–летний. В последний день октября 1517 года Мартин Лютер, "магистр свободных искусств и святого богословия", обнародовал свои знаменитые "95 тезисов", приглашая всех желающих обсудить с ним актуальнейший для ХVI века вопрос: можно ли обрести спасение души, заплатив церковному уполномоченному? Или для обретения небесного блаженства необходимо что–то иное?
Да, отпущение греха достигается раскаянием, говорил Лютер. Только каяться надо не перед главным начальником, а перед тем, в отношении кого ты согрешил. Конечно, Папа может снять наказания, но только те, которые он сам и наложил. Во всех прочих случаях искать прощения следует в первую очередь у тех, кого ты обидел.
Надо сказать, что профессор из города Виттенберга не отрицал ни прав, ни власти Римского Папы. И почитать Папу нужно, и жертвовать деньги на сооружение храма Святого Петра можно, и посланников римского первосвященника следует принимать "со всяческим благоговением". Только не надо думать, что эти действия как–то помогут Спасению. Найти Бога и обрести истину можно только делом, объяснял профессор Лютер. Например, дать в долг нуждающемуся соседу — это, несомненно, большее важное благодеяние, чем пожертвование на сооружение храма в Риме.
Вообще, определить, идет ли человек по Божественному пути в рай или следует по дьявольской дороге в ад, достаточно просто, рассуждал Лютер. Если дела твои плохи, торговля не приносит дохода, ремесло не позволяет прокормить семью, то, скорее всего, ты уклонился с пути, предначертанного Богом для твоего спасения. И коль скоро ты не идешь по пути Христа, значит, ты встал на путь Антихриста. Поэтому и Бог посылает тебе беды и неудачи в надежде вернуть тебя на путь истинный. Железная логика.
А что же делать, спрашивали Лютера? Тот, кто спасает себя, спасает и всех остальных, отвечал профессор! Не сиди сложа руки в ожидании Божьей помощи. Попробуй изменить свою жизнь, найти новое занятие, уехать в другой город, поговори с соседями, может быть, они подскажут тебе, что делать… Понимание кризиса как шанса на перемены к лучшему — это все оттуда, из проповеди профессора Лютера.
Да, достичь спасения своим трудом и своей верой, без посредников, будет нелегко, соглашался Лютер. Но "надлежит призывать христиан, чтобы они… более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием", продолжал профессор. А когда ты достиг успеха — помоги своему соседу, "ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше".
Те самые горизонтальные связи, которые нам никак не удается укрепить, и гражданское общество, которое так трудно построить, — это оттуда, из проповеди профессора Лютера, призывавшего искать ответы на сложные вопросы бытия в совете со своими единоверцами. А если не у кого спросить совета — читай и размышляй над прочитанным!
Лютер рассказывал, что, в сущности, между людьми и адским пламенем остался последний рубеж — печатная книга! Ничем, кроме как Божьим милосердием, ее появление объяснить нельзя. К тому времени книги в Европе печатались уже полвека, но Лютер стал первым, кто назвал чтение Библии (и вообще чтение) обязательным условием спасения человеческой души. Чтобы читать Библию, надо знать латынь, возражали Лютеру. Это не проблема, обещал профессор, я изложу текст Библии на немецком языке. И обещание свое он выполнил. При этом в своем переводе Библии латинский термин Ecclesia — "согласие", который мы переводим как "церковь", профессор Лютер обозначил немецким словом Gemeinde, то есть "община". По мысли Лютера, церковь — это не учреждение и не институт власти, а сообщество людей, объединенных идеей. Блестяще написанная "Библия Лютера", понятная каждому грамотному немцу, стала самой популярной книгой в Германии. Только в Виттенберге за 40 лет со дня первой публикации полного текста Библии было отпечатано и продано 100 тыс. экземпляров издания. Своим переводом профессор Лютер заложил основы немецкого литературного языка.
Идея об оправдании верой, подтверждаемой добрыми делами ближнему, мысль, что, стремясь к личному счастью, человек умножает счастье общее, представление о чтении и осмыслении текста как о важнейшей духовной практике — вот чему учил профессор Лютер. И те, кто понял его проповедь, шаг за шагом, через труды и скорби, строили общество Нового времени, сменившее Средневековье.