Ничейная болезнь. Когда на футбольном табло олдни нули

Почему лидерство (пусть даже временное — следующий тур чемпионата России по футболу покажет) "Локомотива" закономерно? Потому что команда Юрия Семина — единственная из лидеров, которая не старалась всеми силами обезопасить свои ворота, а сумела одержать победу. "Зенит" с ЦСКА, "Спартак" с "Амкаром", "Рубин" с "Динамо" в последнем туре чемпионата России сыграли без голов.

Владислав Бачуров, журналист
Есть определенная категория футбольных гурманов, которые превыше всего ценят нулевую ничью. Они готовы обсуждать торжество безошибочности, филигранную игру в обороне, глубину тренерской мысли и тонкую настройку тактических схем. А мы, простые любители футбола, любим голы, потому что цель игры — это мяч в воротах.
Ради голов тысячи людей приходят на стадион, а миллионы смотрят любимую игру по телевизору. Нет голов — цель игры не достигнута. И виноват здесь не высокий уровень организации защиты, а неумение игроков атаки вскрыть эту защиту. И нежелание атаковать большими силами, опасаясь пропустить острую контратаку.
Никто не хотел рисковать. Ничья, которая и устраивает, и нет. Сколько методов борьбы существует против ничьих… В хоккее в целях борьбы с ничьими стали играть овертаймы и бить буллиты. В шахматах вводили запрет соглашаться на ничью до 30–го хода.
Ничейная болезнь была одной из самых серьезных проблем в чемпионатах СССР.
Футбольный судья Марк Рафалов вспоминает те времена в книге "Футбол оптом и в розницу": "В течение многих лет нарабатывались и утверждались порочные связи между определенными клубами, именовавшимися "сладкими парочками". Они без стыда и совести развлекались договорными матчами, зачастую вовлекая в свой порочный круг и другие команды".
В футболе тоже уже давно введено правило 3 очков за победу и 1 очка за ничью — чтобы избавить клубы от искушения делить очки. Но еще до этого решения, в 1970–е годы, в чемпионате СССР после ничейного итога команды должны были бить 11–метровые удары. Это нововведение было придумано в Управлении футбола и в секторе спорта Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС.
Александр Горбунов в книге "Пушкин и Пеле. Истории спортивного закулисья" вспоминает, как эту систему отменили. Основным бунтарем выступил защитник "Спартака" Евгений Ловчев.
"Дело в том, — рассказывает Ловчев, — что "умные" головы взялись найти противоядие договорным матчам. Думали–думали, наконец осенило: если основное время завершилось вничью, значит, дальше надо бить пенальти. Кто больше забьет — тому очко. Какой–то матч был, по–моему в Ростове, когда команды били по 18 или 20 пенальти. Вратарей можно было после таких игр в психушку отвозить…
На следующий год этот вердикт был усовершенствован до полного абсурда: если ничья, то бить по пять пенальти, если снова ничья — каждому по очку. Первая игра была у нас в Донецке. Я — капитан. Закончили по нулям. Подходит донецкий капитан: "Ну что, как бить будем?" — "Забиваем по три". Подхожу к ребятам: "Так, ты — забиваешь, ты — нет…" Гена Логофет бил последним — мимо, как и надо. Хорошо, по очку получили. В мае выходим на матч с тбилисцами в Москве. Опять — 0:0. Опять пенальти. Каха Асатиани подходит: "Как бьем?" — "По три в цель". — "Договорились". Возвращаюсь к ребятам: "Так, ты — забиваешь, ты — нет. Гена, ты мимо". — "Жень, я в прошлый раз уже не забивал — все, хватит". Хватит, так хватит, сам пробью последним. Выхожу на точку: вот мяч, там — ворота, и надо сделать так, чтобы он в них не попал. Неприятное, скажу вам, ощущение. Не по себе как–то. В конце концов плюнул, разбежался и пульнул мяч к угловому. Стою, улыбаюсь, а все это крутят по телевизору — крупный план на всю страну… Кошмар! Скандал вселенский! В экстренном порядке собралась спортивно–техническая комиссия федерации. Сидели, решали, какую бы кару Ловчеву дать. Большинство склонялось к дисквалификации.
Старостин в Тарасовку приехал: "Дела скверные, очень!" — "Ладно, — говорю, — я им тоже жизнь устрою. В суд подам: нервный срыв на почве пенальти. Пусть расхлебывают". Но обошлось… А пенальти эти идиотские отменили".
В отличие от тех давних времен в матче ЦСКА — "Зенит" страсти кипели, борьба была нешуточной, вот только свое мастерство футболисты оттачивали в стычках между собой, а не в непреодолимом желании забить гол. А "Локомотив" забил "Краснодару" сразу два (между делом возникает вопрос: как долго владелец краснодарского клуба Сергей Галицкий будет терпеть тренера, регулярно проигрывающего принципиальные матчи?).
В воскресенье, 29 октября, "Зенит" дома принимает команду Юрия Палыча Семина. Хочется верить, что нулевой ничьи не будет, а победит тот, кто больше этого хочет.