На автомобиле за рубеж: автопроизводители ищут новые направления для экспорта

Автор фото: Антонина Байгушева
Автор фото: Антонина Байгушева

Автопроизводители увеличили экспорт в 1,7 раза, расширив географию поставок и нарастив продажи в Казахстан. Но экспорт пока составляет меньше 5% в общем объеме продаж производителей.

Петербург нарастил экспорт автомобилей в 1,7 раза в денежном и на 27,2% в натуральном выражении. Отечественные автозаводы пытаются восстановить потерянные в 2016 году объемы экспорта в Казахстан, который был главным импортером российских автомобилей, подешевевших из–за девальвации рубля: на его долю приходилось более 62,6% всех зарубежных поставок петербургских машин. Но после введения этим государством заградительных пошлин на российские машины экспорт в Казахстан рухнул в 2,5 раза.
Теперь российский автопром пытается вернуться на этот важный для него рынок и расширить географию экспортных поставок.
По данным Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ), за январь–август 2017 года его подразделения зафиксировали экспорт 10 475 автомобилей на $240,2 млрд. Львиная доля (10 334 авто, $226,8 млрд) — продукция петербургского автокластера. За тот же период 2016 года из СЗФО было экспортировано 8379 машин на $161,9 млрд, из Петербурга, соответственно, 8125 штук на $144,1 млрд. Экспорт за весь прошлый год из СЗФО составил 15 324 ($295,6 млрд). По сравнению с 2015 годом он упал на 25,3%.
Главная причина этого обвала — сокращение продаж машин в Казахстан, говорит глава "Auto–Dealer — СПб" Михаил Чаплыгин. После того как в конце 2014 года случилась девальвация рубля, казахи принялись скупать российские автомобили. В итоге за 2015 год петербургские производители отправили в Казахстан 12 727 машин (общий экспорт во все страны составил 20 329 штук).
Испугавшись за собственный автопром, Казахстан ввел утилизационный и регистрационный сборы на автомобили, импортируемая новая техника подорожала в среднем на $2 тыс. за штуку, и в 2016 году российские поставки упали до 5108 машин. "Теперь рубль стабилизировался, к тому же сработал отложенный спрос — отсюда рост поставок в 2017 году", — поясняет Михаил Чаплыгин.

Доля малая

Экспорт для многих автопроизводителей — больная тема. Начавшееся в 2013 году падение внутреннего спроса (в тот год продажи в России упали на 35,7%) вынудило промышленников идти за границу. Но в 2014 году из–за связанного с Крымом политического кризиса Россия потеряла главного покупателя машин — Украину: в 2013 году эта страна закупила 90,2% всех машин, проданных петербургскими производителями на экспорт, а в 2016–м — лишь 7%.
В 2014 году неопределенность политической и экономической ситуации в России, начавшаяся санкционная война привели к почти полной остановке зарубежных автомобильных продаж. Прежние направления экспорта рушились, и производители стали искать новые.
Главными потребителями российских машин остаются страны СНГ. Но в 2015–2017 годах к ним добавились Германия, Китай, Финляндия, Сирия, Гонконг и другие страны. Так, в 2015 году петербургский завод Hyundai начал поставки в Египет и Ливан, Toyota наращивает продажи в Казахстан и Белоруссию, Nissan вышел на рынки Восточной Европы.
Но увеличить объем экспорта до значимых величин местному автопрому пока не удалось: в 2017 году за рубеж продано лишь 4,66% всех произведенных петербургскими заводами машин. "В 2016 году мы поставили на экспорт около 7 тыс. автомобилей из 207 тыс., выпущенных предприятием", — рассказали в пресс–службе завода Hyundai. У Toyota доля экспорта в продажах тоже невелика — 8,7%.
А всеволожский Ford, судя по статистике СЗТУ, за весь 2016 год продал за границу, похоже, только один автомобиль, а в 2017–м — ни одного.