Популярные бонды. Каждый пятый заемный рубль бизнес получает от размещения облигаций

Примерно каждый пятый заемный рубль бизнес получает не в виде банковских кредитов, а от размещения облигаций. Банк России пытается сделать бонды еще более востребованными.

Доля облигаций в общем объеме корпоративных заимствований к началу сентября 2017 года достигла 19,6%, рассказала в конце прошлой недели в Петербурге Елена Чайковская, директор департамента финансовых рынков Банка России. По ее словам, еще в начале 2016 года этот показатель не превышал 15% и, по прогнозу регулятора, должен был достичь 17% к концу 2018 года, но в реальности темп роста рынка оказался гораздо выше.

Пропаганда и стимулы

Чтобы поддержать популярность бондов как инструмента финансирования и сбережений, Банк России проводит серию конференций под общим названием "Актуальные вопросы развития рынка облигаций". Пять таких собраний ранее прошли в пяти федеральных округах, а шестое состоялось в Петербурге.
Но одной пропагандой дело не ограничивается. Банк России совместно с парламентом РФ и Московской биржей создает систему стимулов, подталкивающих к рынку облигаций как эмитентов, так и инвесторов. Например, последовательно упрощает процедуру выпуска облигаций, вводит налоговые льготы для граждан, получающих доходы от облигаций, и т. д.
Однако, пожалуй, самым мощным стимулом для повышения популярности облигаций стало снижение ставок на долговом рынке, которое происходит вслед за снижением инфляции и ключевой ставки Банка России. Эта тенденция, с одной стороны, позволяет эмитентам облигаций занимать все дешевле, а с другой — побуждает вкладчиков банков искать более выгодную замену депозитам, стремительно теряющим доходность.

Инвестиции в будущее

Впрочем, несмотря на снижение ставок, облигации все еще остаются для многих эмитентов достаточно дорогим инструментом финансирования. К тому же банковские кредиты тоже дешевеют вслед за ключевой ставкой Центробанка РФ, что позволяет им успешно конкурировать с облигациями.
К числу преимуществ облигаций по сравнению с кредитами финансисты относят возможность взять деньги в долг без залога, а также избавление от зависимости от крупного кредитора. Не секрет, что в период кризиса, когда ставки на долговом рынке резко взлетают, банки зачастую тем или иным способом ужесточают условия даже по ранее выданным кредитам, не говоря уже о новом финансировании.
С другой стороны, получить кредит в банке можно гораздо быстрее, чем выпустить и продать облигации. Кроме потери времени выпуск ценных бумаг влечет за собой еще и расходы в виде платы организатору размещения, бирже, рейтинговым агентствам, аудитору и т. д. Совокупные затраты смогут добавить к стоимости займа от 0,5% до нескольких процентов годовых в зависимости от объема выпуска и степени открытости компании–эмитента.
Рассуждая о стоимости дебюта на рынке облигаций, финансисты успокаивают эмитентов тем, что это, мол, инвестиции в будущее, потому что последующие выпуски облигаций обычно обходятся гораздо дешевле, чем первый, и в конце концов позволяют компаниям занимать дешевле, чем стоят кредиты в банках. Однако некоторые из них утверждают, что расходы на выпуск облигаций не должны быть инвестициями в будущее, их в большинстве случаев можно уложить в 1% от объема выпуска и таким образом добиться более дешевого, чем кредиты, финансирования сразу, уже при первом выходе на рынок.
Точку зрения эмитентов на выбор между кредитами и облигациями изложила Яна Ященко, директор финансовой службы АО "ГК "Эталон". По ее словам, девелопер старается соблюдать баланс между заимствованиями в банках и на облигационном рынке, чтобы взвешенно управлять своими обязательствами как по срокам, так и по стоимости. По мнению Яны Ященко, компания, которая вышла на рынок облигаций, должна присутствовать на нем все время, размещая новые займы, иначе после длительной паузы ей придется завоевывать доверие инвесторов с нуля.

Депозитное мышление

Перспективы развития рынка облигаций эксперты связывают во многом с перетеканием денег населения с депозитов в ценные бумаги. С 2017 года купонный доход по вновь выпущенным корпоративным бондам освобожден от НДФЛ. Таким образом, налоговый режим для граждан по облигациям и депозитам уравнялся. Однако население по–прежнему предпочитает сберегать деньги на банковских депозитах. Объем депозитов населения составляет примерно 25 трлн рублей, а сбережения в облигациях не достигают и 1% от этой суммы. Если уж человек задумывается о том, чтобы поискать более доходную альтернативу депозиту, то он смотрит не на рынок облигаций, где доходность даже с учетом налоговых льгот вряд ли превысит 15% годовых, причем, в отличие от депозитов, нет системы страхования от риска дефолта эмитента. Он в первую очередь обратит внимание на агрессивную рекламу более доходных вложений, приносящих десятки, а то и сотни процентов годовых. Как выразилась Елена Чайковская, для большинства граждан есть только два вида инструментов для сбережения: депозиты и все остальное. Причем если 2 года назад самой популярной темой в рекламе супердоходных вложений был рынок Форекс, то сейчас — криптовалюты. "И то и другое — инструменты рискованные, их реклама достаточно агрессивна, операции с ними приносят посредникам большую выгоду за счет тех людей, которые теряют деньги в таких инвестициях", — посетовала она.
По словам Елены Чайковской, риск вложений в облигации существенно ниже, и к тому же Банк России предпринимает усилия, чтобы минимизировать ущерб инвесторов от дефолтов по бондам. Так, к внесению в Госдуму готовится законопроект, предполагающий создание механизма спящего представителя владельца облигаций. Представителем будет выступать Центральный депозитарий. В случае несостоятельности эмитента он будет заявлять единым пулом все требования владельцев облигаций в конкурсную массу и добиваться выплат пропорционально количеству принадлежащих им бумаг.
Сегодня ситуация в экономике такова, что банки сидят на мешках с ликвидностью, но дальше первого эшелона, крупнейших компаний–заемщиков, эту ликвидность не раздают. При этом есть огромное количество бизнесов — нормальных, работающих, которые не могут фондироваться в банках. Они готовы кредитоваться под 18–25% годовых, но залогов у них нет. Им дорога на рынок облигаций. Понятно, что это будет high yield (сегмент ценных бумаг с высокой доходностью), вероятность дефолта для них высока. Здесь очень важна экспертиза организатора размещения, он должен оградить инвесторов от заемщиков, изначально не настроенных платить по долгам.
Сергей Лялин
генеральный директор группы компаний Cbonds
Рынок высокодоходных облигаций умер в 2008–2009 годах и до сих пор не может восстановить свои объемы. Рынок корпоративных облигаций растет, но эмитентов уровнем ниже качественного второго эшелона на нем фактически так и не появилось. Однако в последнее время государство стало уделять больше внимания фондовому рынку с целью вернуть на него розничного инвестора и обеспечить возможность привлечения денег компаниями, не входящими в "высшую лигу" российского бизнеса. Пока существенного эффекта от этих мер не наблюдается, но в ближайшие год–два, мы надеемся, это приведет к возрождению сегмента высокодоходных облигаций.
Павел Биленко
Генеральный Директор Ооо "Бондибокс"