Трудоголик, засиживающийся в офисе допоздна и с неохотой покидающий рабочее место по выходным, — давняя беда работодателей. Однако при грамотном управлении подобную зависимость от работы можно обернуть компании во благо, уверяют эксперты.
Считается, что трудоголики приносят компании больше вреда, чем пользы: они быстрее других эмоционально выгорают, приходят в офис больными, часто ставят работу выше личной жизни (отсюда — неумение отдыхать, повышенные ожидания от работы и растущие требования к работодателю), слишком много на себя берут и в случае выхода из строя разваливают команду и демотивируют остальных. "Это на первый взгляд кажется, что трудолюбивый сотрудник, задерживающийся на работе до ночи, — благо для работодателя. Переработки и трудоголизм запускают опасный механизм: за ними следуют упадок сил, агрессия по отношению к коллегам, клиентам, руководству, безразличие, а затем и отвращение к работе", — напоминает руководитель кадрового агентства Staff–UP Елена Лимонова.
Офисные "наркоманы"
Сам термин "трудоголизм" подразумевает ущерб, наносимый физическому здоровью, то есть болезненную психологическую трудозависимость, напоминают специалисты. "Как бы ни было соблазнительно иметь в проекте человека, который на связи 20 часов в сутки, это все равно что иметь дело со своеобразным наркоманом: вначале это дает невероятный взлет, но потом разрушает все до основания", — предупреждает Маргарита Кашуба, директор по маркетингу Englishdom.
Таких "наркоманов" в российских компаниях довольно много, говорят бизнес–тренеры. Часть из них — это побочный результат кризиса: чтобы заработать на привычные бонусы, в трудоголиков превращаются обычные сотрудники. По данным исследования Antal, только 16% сотрудников полностью удовлетворены балансом между работой и личной жизнью: остальным приходится часто задерживаться в офисе и работать внеурочно.
"Профессиональный и опытный руководитель не станет поддерживать трудоголизм среди своих сотрудников просто потому, что это довольно плохая практика", — рассуждает Мария Маргулис, генеральный директор "1000 кадров". Она объясняет: без ощутимого переключения с работы на отдых подчиненный теряет чувствительность к деталям, картина размывается, и эффективность работы падает. Более того, трудоголизм заразен, предупреждает Елена Лимонова. "Глядя на переработки коллеги, многие сотрудники начинают повторять такое поведение", — говорит она.
Вице–президент по операционной деятельности компании Agility Максим Степанов согласен: без должного внимания со стороны руководства у трудоголиков высока вероятность "работы ради работы". "И что еще более страшно, возникает дополнительная ненужная деятельность и общее ощущение перегрузки для окружающих", — предупреждает он. Трудоголики, продолжает эксперт, создают опасность для самих себя и своего здоровья, работая в состоянии постоянного стресса. Отсюда — опасность для работодателя потерять сотрудника, который не выдержит и уволится. Нередко за ними начинают выгорать и увольняться другие сотрудники, уточняют психологи.
Нужное русло
Однако трудоголизм можно направить во благо компании, уверен Роман Алехин, основатель компании "Алехин и партнеры". "Польза сотрудников для бизнеса создается не ими, а теми, кто ими управляет, — поясняет он. — Говоря о трудоголике, мы имеем сотрудника, который готов тратить все свое время на работу, — это хорошая вводная. Руководителю осталось сделать из него результатоголика. Тогда не будет ни выгорания, ни других негативных аспектов трудоголизма".
"Если ваши ключевые сотрудники трудоголики, вам придется забыть все, что вы раньше думали об управлении, и не контролировать выполнение задач, потому что с этим трудоголики отлично справляются самостоятельно, а взять под контроль их график, начать общаться с семьями, чтобы выходные они проводили не в офисе и не за компьютером, а на пикнике или даче", — рекомендует Маргарита Кашуба. К примеру, эксперт предлагает включить в договоренности о совместной работе пункт, в котором прописано, что каждые, например, 3 месяца трудоголик обязан уйти на 10 дней в отпуск.
А Людмила Смолина, директор по развитию бизнеса AVRIO Group Consulting, рассказывает такую историю: "Хотите верьте, хотите нет, в одной компании учредителем было установлено жесткое правило: после 18:30 в офисе не должно быть ни одного сотрудника. Задержавшимся грозил штраф. Подход оправдал себя — компания успешно растет и развивается уже двадцатый год. Так что начальник должен понимать, в каких ситуациях можно использовать трудоголизм для улучшения бизнеса и как управлять процессом, чтобы постоянно горящие глаза подчиненных не потухли".
"С осторожностью ставьте трудоголика на управляющую позицию, так как он быстро загонит коллектив: скорее всего, вы потеряете много сотрудников. Есть лишь одно исключение — когда трудоголик будет управлять такими же, как он", — говорит Роман Алехин. Но и в этом случае руководству нельзя расслабляться.
"Невозможно жить одной работой, поскольку, какой бы замечательной она ни была, ее все равно будет недостаточно для полноты ощущения жизни", — напоминает Мария Маргулис. Задача менеджера — донести эту мысль до каждого подчиненного и убедиться в том, что она не только услышана, но и усвоена.
Несмотря ни на что, трудоголик лучше, чем бездельник, убеждена Екатерина Люк Джонс, партнер рекрутинговой компании Antal. А руководитель, умеющий направить поток энергии такого сотрудника в нужное русло, а затем грамотно осуществлять контроль, получает хорошую отдачу, соглашаются бизнес–тренеры.