Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Встречи без галстуков. Хватает ли работодателям фантазии на новые и необычные форматы для общения с работниками

Правильно выстроенная коммуникация руководителя с подчиненными в разы повышает их производительность. Обычно для этого используются привычные и набившие оскомину планерки, совещания, корпоративы. "ДП" выяснил, хватает ли работодателям фантазии на какие–то новые и необычные форматы для общения с работниками.

Самое страшное для руководителя — это потерять контакт с людьми: начинается рассинхронизация, люди теряют ощущение цели, так что контакт со своей командой должен быть всегда, считает генеральный директор компании "Dostaевский" Владимир Овелян. Один из самых простых способов, подсказывают эксперты, — политика открытых дверей. "В офисе у меня нет своего кабинета: я могу работать в библиотеке, в open–space — в любом месте. Я открыто обсуждаю любые вопросы с сотрудниками, стараюсь общаться с каждым", — рассказывает Владимир Овелян.

Размер имеет значение. Почему коллектив из 100 человек менее эффективен в работе, чем из 10

Размер имеет значение. Почему коллектив из 100 человек менее эффективен в работе, чем из 10

1638
Анастасия Жигач

Способов быть ближе к людям множество, и далеко не все руководители готовы снимать дверь со своего кабинета, демонстрируя открытость к диалогу. Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива", приводит такой пример из практики: "Собственник FMCG–компании один раз в неделю устраивает приемный день для сотрудников. Каждый, вне зависимости от должности, может записаться на прием к боссу и обсудить любые вопросы. Иногда они бывают личными, иногда профессиональными, а бывает, что сотрудники приходят за спортивным прогнозом и делают ставки".

Не все готовы устраивать подобные приемные дни и общаться лично, поэтому нанимают "языка" — посредника, который ведет диалог от его лица.

"У нас есть сотрудник с должностью в трудовой книжке "директор по здравому смыслу". Это человек, который постоянно на связи со мной. Если очень хочется, можно спросить его, а он уже спросит меня. И наоборот, например, если я хочу кого–нибудь о чем–то спросить, то я обычно спрашиваю его, а он уже транслирует мои мысли сотруднику", — говорит Евгений Потапов, генеральный директор ITSumma. Впрочем, бизнес–тренеры советуют переступать через себя и идти общаться в народ лично, пусть даже это общение будет мимолетным.

Вопрос–минутка

"Один из моих приемов — одноминутная встреча, когда, проходя по коридору и встречая тех или иных сотрудников, я задаю им вопросы: "Как настроение? Куда спешишь?", "Над чем сейчас работаешь?", "Сложности есть какие?", "Как дела в проекте, справляетесь? Моя помощь нужна?" — рассказывает Сергей Дерябин, генеральный директор "Гуманитарные технологии управления". — Таким образом, я получаю живую обратную связь обо всем, что меня интересует, из первых уст. И это не формальные доклады моих непосредственных подчиненных или руководителей подразделений". Эксперты согласны, что демонстрация человечности и доступности превращает недосягаемого кабинетного босса в "своего", но вряд ли за минуту можно получить реальную обратную связь.

"Главный вопрос, который я задаю сотруднику: чем я могу помочь тебе выполнить задачу? — делится секретом Владимир Овелян. — Я искренне задаю этот вопрос, когда вижу, что человек находится в тупике и ищет решения. Как правило, он совсем не хочет, чтобы я ему помогал, начинает думать, как решить задачу. И потом находит решение". Непосредственный живой контакт с подчиненными очень важен потому, что дает почувствовать руководителю эмоциональный настрой команды и при необходимости корректировать его мягкими неформальными методами, объясняют психологи.

Грабли для молодых. Топ главных ошибок начинающих боссов

Грабли для молодых. Топ главных ошибок начинающих боссов

5181
Анастасия Жигач

Метеосводка от босса

В ГК "Энергоконтракт", где в штате более тысячи человек, придумали свой способ нестандартной коммуникации управленцев и подчиненных. "Уже больше года ведем на внутреннем сайте рубрику "Барометр". В формате прямой речи председатель совета директоров и генеральный директор раз в неделю высказывают свои мысли о том, что и в какой мере помогает, мешает движению компании на пути к общей цели. Оценка текущей ситуации выставляется в метеостиле: солнце, туча, грозовая туча", — рассказывает Ирина Николаева, директор по развитию ГК. Кроме того, в компании существует такой формат, как "завтрак с владельцем", для взаимодействия руководителей производственных подразделений с председателем совета директоров.

Сергей Львов, руководитель отдела разработки компании "Аллсан", считает самым эффективным способом связи с подчиненными общение с коллективом в нерабочее время. "Иногда мы всем коллективом на выходных выезжаем в баню или ходим в кинотеатр. Главное правило во время совместных вылазок — ни слова о работе, — говорит он. — Это помогает понимать мне, с кем я работаю, и ловить атмосферу в коллективе. Это важно, ведь так управлять командой легче".

Алексей Буханов, заместитель генерального директора МФК "Честное слово", считает, что работник познается в спорте. Однако если у компании нет своего спортзала, можно обойтись не только абонементами в чужой, но и собственными силами. "Футбол, пляжный волейбол, пейнтбол — на подобных встречах можно по–настоящему обсудить серьезные бизнес–процессы, поделиться интересной рабочей информацией. Легкая расслабляющая атмосфера таких мероприятий только способствует непринужденному и спонтанному общению", — соглашается с коллегой руководитель департамента обучения QBF Аветис Вартанов.

Пиво и английский

"Совместные занятия иностранным языком, общие увлечения сотрудников и посещение культурных мероприятий — все это помогает преодолеть барьер субординации, укрепить межличностные отношения в команде и в итоге помогает быстрее и легче решать рабочие задачи", — объясняет Алексей Буханов.

Еще одна точка соприкосновения — дети. "Я приглашаю сотрудников на совместные походы с детьми в выходные в театр, цирк или парк, — говорит Олег Парошин, генеральный директор "Амджен" в России и СНГ. — Прекрасная возможность пообщаться с ними в максимально непринужденной обстановке, понять, как и чем живут люди в компании, чем занимаются помимо работы, какие строят планы".

А в компании "САН ИнБев" есть своя "взрослая" традиция — раз в месяц все сотрудники центрального офиса собираются вместе для проведения так называемых пивных пятниц. Иногда они заменяются караоке. В неформальной обстановке легче обсудить волнующие вопросы, взглянуть на ситуацию под другим углом и даже найти более эффективное решение, объясняют в компании.

Еще один эффективный способ взаимодействия — вызовы, которые бросает босс своей команде. "Известны примеры, когда руководитель полностью брился наголо или перекрашивался в другой цвет, если его подразделение побеждало во внутреннем соревновании или перевыполняло планы продаж, — рассказывает Алла Мартынова, директор Бизнес–академии института МИРБИС. — Понятно, что такое на регулярной основе делать не получится, но это действительно очень сближает и показывает руководителя в глазах коллектива с другой стороны, после чего вероятность того, что люди к нему будут обращаться и делиться важной для управления персоналом информацией чаще, становится гораздо выше".

Чем бы босс ни тешился

Но что бы ни делал начальник, стригся наголо или ходил в кино, важна эффективность такой коммуникации. Александр Кроль, представитель компании Elagin, полагает, что эффект коммуникации можно оценить по динамике внештатных ситуаций и конфликтов. "Больше информации о жизни сотрудников — больше знаний и возможностей предвидеть кризисные ситуации", — считает он.

"От руководителей подразделений я требую понимания того, на какой период мы можем рассчитывать на того или иного человека, — соглашается Сергей Пархоменко, управляющий партнер PR–агентства "Идеи&Решения". — И любая "неожиданная неприятность" является поводом оценить, был ли эффективным контакт непосредственного руководителя с подчиненным или нет". В результате диалога — в бане, за завтраком, в театре, цирке или на футболе — у босса и подчиненных должно быть понимание взаимных ожиданий и отсутствие неожиданностей в виде внезапных увольнений по инициативе любой стороны.

Анастасия Жигач Все статьи автора
14 августа 2017, 10:45 2246
Новости партнеров
Реклама