Глава экспертного совета по туризму при комитете Совета Федерации о туристических возможностях России

Автор фото: Ваганов Антон

Игорь Фомин, председатель экспертного совета по туризму при комитете Совета Федерации по социальной политике, рассказал о том, сколько россиян выезжает за рубеж и каковы их траты, зачем Россия ввела электронные визы для иностранцев, кто едет в Россию и сколько государство тратит на продвижение страны за рубежом.

В августе для иностранцев заработали электронные визы. Уже кто–то въезжает по ним?

— Пилотный запуск системы электронных виз в России начался в Свободном порту Владивосток. Он охватывает пять регионов России: Приморский, Камчатский, Хабаровский край, Чукотский автономный округ и Сахалинскую область — теперь туда можно будет въезжать по визе, оформленной онлайн. Для пропуска туристов по такой визе будут оборудованы 14 специальных пунктов. Первые два официально открыты во Владивостоке 8 августа, хотя уже с 1 августа они работали в тестовом режиме. Остальные четыре региона подключатся в 2018 году.

Какова схема получения таких виз?

— Иностранный гражданин должен подать заявку на сайте МИД России, приложив скан загранпаспорта. Все. Подать заявку можно за 4 дня до планируемой даты въезда, ответ придет не позднее чем за сутки до прибытия. Консульский сбор не предусмотрен, услуга абсолютно бесплатна. При положительном решении турист получает уведомление, которое в дальнейшем надо лишь распечатать и предъявить на пограничном пункте пропуска. Такая виза действительна в течение 8 суток и лишь в том регионе, куда прибыл зарубежный гость.

А если гость все–таки решит поехать в другой регион, кто и как это будет отслеживать?

— В этом случае турист нарушит закон. Специально отслеживать перемещения гостей с электронной визой, конечно, никто не станет. Мы исходим из того, что к нам будут приезжать добросовестные путешественники. Тем более что среди стран, жителям которых открыта российская онлайн–виза, недружественных нет.

Зачем Россия вводит электронные визы?

— Дискуссия по упрощению визовых процедур — давняя в среде профессионалов туротрасли. Мы анализировали визовый режим, установленный для китайских индивидуальных туристов. Жителю Китая надо решить три проблемы: получить ваучер (в Москве это минимум 5 тыс. рублей), заплатить консульский сбор (2 тыс.), плюс с него возьмут 3 тыс. за обработку визы. А сама процедура оформления турвизы может занять до месяца. Оформление деловой визы еще дороже (от 20 тыс. рублей) и дольше.
Экспериментальное введение онлайн–визы должно показать, насколько увеличится въездной туристический поток. Я хочу обратить внимание, что онлайн–виза — это переход на современный вариант оформления. При таком варианте также возможно взимание в каком–то размере консульского сбора, и сроки оформления электронной визы могут варьироваться. Сейчас нам нужно показать иностранцам упрощенный и современный способ получения документа на въезд, посмотреть, будет ли он востребован.
Лично я абсолютно уверен, что это станет значительным стимулом роста въездного турпотока. Об этом свидетельствует опыт стран–конкурентов, которые ориентированы на максимальное упрощение всех въездных формальностей. Кстати, и наши регионы — Сочи, Петербург, Калининград, имеющие большой опыт в части развития туризма, — сразу же заявили о желании присоединиться к эксперименту.

Какова сегодня доля туризма в ВВП России?

— По итогам 2016 года она составила 3,4%, это примерно 3 трлн рублей. С учетом структуры российской экономики туризм вряд ли займет 10% — это среднемировой уровень, — однако цифра 5–6% более чем реальна. К примеру, в США вклад туризма в ВВП — около 5%, в Китае также около 5%. В целом, по статистике, лишь каждый шестой житель мира совершает международные поездки. Потенциал роста международного туризма очень высок, и важно нашей стране не опоздать, начать активно участвовать в мировой конкуренции за привлечение международных туристов.

А сколько иностранцев посещает Россию?

— В 2016 году страна заняла 15–е место в мире по въездному туризму. К нам приезжают около 25 млн человек, и из них значительную часть составляют жители СНГ — в целом на них приходится около двух третей. Из европейских туристов, въезжающих в Россию, лидируют финны — 1,3 млн человек, за счет потока на Северо–Запад страны, на втором месте — китайские туристы. В топ–10 также немцы, поляки, американцы, монголы, итальянцы. Вообще, в эти цифры попадают все, кто к нам въезжает из–за границы с любыми целями более чем на сутки. Соответственно, далеко не все визиты зарубежных гостей имеют туристические цели. Средние затраты одного интуриста — $300 за всю поездку. Это достаточно скромная сумма в сравнении с показателями стран–конкурентов, и нам нужно стремиться ее увеличить. Целевой показатель по тратам международных туристов должен быть не менее $500–600.

Как обстоит дело с продвижением России за рубежом?

— Этим занимаются Ростуризм и Министерство культуры. Они делают много работы, но часто она основана на энтузиазме. Основная проблема продвижения заключается в недостаточном финансировании. Например, Финляндия тратит 26 млн евро из бюджета на продвижение. Испания, к слову, лидер по затратам на продвижение, тратит около 70 млн евро — это 1 евро на каждого международного туриста. А мы тратим около 200 млн рублей в год (около 3 млн евро). Результат, конечно, соответствующий.

Что с показателями по внутреннему туризму?

— Внутренний турпоток у нас оценивается по ночевкам в гостиницах. Сейчас это почти 50 млн, из них около 44 млн россиян. Но насколько эти подсчеты соотносятся с туристической статистикой — большой вопрос. Из этой цифры не исключаются, например, командированные, а с другой стороны, туда не попадают экскурсанты, которые выезжают в туры без ночевок — как туры по "Золотому кольцу России" или по Ленобласти.
Лидеры по внутренним направлениям — Москва, Петербург, Краснодарский и Алтайский край, Республика Крым. Последние 2 года наблюдался стабильный рост по всем направлениям внутреннего туризма. Этому способствовали как геополитические факторы (несколько популярных зарубежных курортов были закрыты) и макроэкономические факторы (девальвация рубля и снижение доходов населения), так и постепенное развитие внутренней туристической инфраструктуры. Но даже при этом, к сожалению, наши туристы тратят за рубежом больше, чем иностранцы в России. За 2016 год отрицательное сальдо по международному туризму составило $16,2 млрд.

Сколько россияне тратят за рубежом?

— В 2016 году за границу выехало более 31 млн россиян — с любыми целями более чем на одни сутки. Тратят они при этом значительные суммы. До 2014 года Россия занимала пятую строчку в мировом рейтинге по затратам туристов — более $1 тыс. на период отдыха из расчета на человека. Сейчас показатель снизился. В 2016 году российские туристы тратили в среднем за границей $760, а общая сумма международных затрат нашими туристами составила $24 млрд.

То есть значительная часть россиян вообще не путешествует?

— Согласно опросам ВЦИОМ, около 70% россиян не планировали выезд на летний отдых за пределы квартир или дачных домов. Основная причина — отсутствие денег для летнего отпуска.
Кстати, Турция, которая уже открыта для россиян, с 1 января 2017 года ввела программу субсидирования: на каждого российского туриста страна выплачивает туроператору $70. Соответственно, туроператоры могут понижать цену путевки примерно на 4 тыс. рублей, а для семьи из четырех человек это экономия 16 тыс. Благодаря таким мерам Турция рассчитывает в этом году вернуть в страну 4 млн российских туристов.
Не так давно Ассоциация отельеров Гоа обратилась к правительству с просьбой ввести аналогичные субсидии. Как опытные игроки рынка они понимают, сколь велика конкуренция за турпоток. А мы этот фактор недооцениваем — как и всю отрасль, всю ее прибыльность и налоговый потенциал. Туризм нам уже приносит $8 млрд по экспорту от интуристов. Наш экспортный потенциал от международного туризма — минимум $30 млрд в год.

Вы предлагали ввести субсидирование на авиаперелеты в России на 1 млрд рублей. Вас кто–то поддержал?

— Да, мы с коллегами из комитета СФ по социальной политике предлагали ввести субсидирование для организованных тургрупп по аналогии с Турцией. Это и загрузка авиатранспорта, и поддержка туротрасли. Мы выносили свою идею в рамках рассмотрения бюджета на 2018 год, но она поддержку пока не получила. Финансово–экономический блок правительства выступает против, так как не видит прямой налоговой выгоды от подобных мер. А наши граждане продолжают выезжать на заграничные курорты, оставляя там по $1 тыс. каждый, и в итоге вывозят миллиарды долларов.
По оценкам экспертов, сегодня налоговый эффект от российской туристической отрасли в бюджет составляет не менее 20% с учетом смежных отраслей. Но доказывать эффективность вложения в туротрасль не так просто в отсутствие единого, понятного всем участникам рынка и государству метода подсчета налоговых поступлений. Это не строительство завода, где можно точно просчитать все показатели, предоставить финансово–экономический анализ, обсчитать налоговые поступления.
Деньги, которые тратит турист, расходятся по различным отраслям экономики — производство продуктов питания, железнодорожные билеты, авиабилеты, ГСМ, производство сувенирной продукции и многое другое. И все эти смежные отрасли приносят налоги в бюджеты различных уровней. И мы обязаны научиться правильно оценивать "туристические налоги".

Можете оценить эффективность действующей федеральной целевой программы по туризму?

— Она стартовала в 2011 году и закончится в 2018 году. На нее изначально было запланировано 100 млрд рублей бюджетных средств, из которых в итоге осталось 26 млрд — практически вся эта сумма уже освоена. Причем деньги выделяются только на инфраструктуру — дороги и инженерные сети. На координационном совете регионы защищали свои инвестпроекты в сфере туризма, и при одобрении регион и турбизнес могли рассчитывать, что государство построит необходимую обеспечивающую инфраструктуру в этом районе. Всего по программе ведется строительство 45 туристско–рекреационных и автотуристских кластеров в 35 российских регионах. В новой программе инструментарий господдержки туризма необходимо расширить.

Когда будет приниматься новая программа?

— В 2018 году. Сейчас ее только разрабатывают, этим занимаются Министерство культуры и Ростуризм. В правительстве направление курирует Виталий Мутко. По его мнению, программа должна быть наполнена разными инструментами. Планируется перенять опыт реализации программы развития сельского хозяйства: как бы ее ни критиковали, но она состоялась. Там есть много механизмов для бизнеса. На поддержку сельского хозяйства государство тратит в год более 200 млрд рублей, и эффект для всех очевиден. На поддержку туризма государство тратит менее 10 млрд рублей в год. И так же очевидно, что задачи перед российской туристической отраслью амбициозные, а финансовых и организационных ресурсов для их выполнения явно недостаточно. Разработка концепции новой программы будет завершена до конца этого года, а сама программа заработает в 2019 году.

Биография

Игорь" Фомин

> Родился 1 апреля 1968 г. в Мурманске. В 1990 г. окончил с отличием экономический факультет Ленинградского государственного университета, преддипломную практику прошел в Берлине, в Гумбольдтском университете.
> В 1991–1992 гг. проходил научную стажировку в Германии по линии Немецкой службы научного обмена. В 1993 г. основал с немецкими партнерами трикотажную фабрику "Комацо" в г. Тихвине Ленобласти. В настоящее время фабрикой управляет его семья, оборот предприятия — 500 млн рублей в год.
> В 2009 г. победил на выборах депутатов, а позже главы Тихвинского района, баллотировался от партии "Единая Россия". В 2012 г. стал сенатором Совета Федерации. На данный момент является членом комитета по социальной политике, курирует туристическую и санаторно–курортную отрасли.
> Женат, двое детей. Коллекционирует редкие книжные издания.