Неврастения управляющих: почему брокеры живут в состоянии стресса

Автор фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Автор фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Профессиональные участники фондового рынка, брокеры и управляющие компании находятся в постоянном стрессе в связи с угрозами крупных штрафов и отзыва лицензий Банка России.

Отрасль коллективных инвестиций, в принципе, в последние годы находится в стагнации: количество пайщиков паевых инвестиционных фондов (ПИФ) стабилизировалось в районе 400 тыс., что для 140–миллионного населения страны — капля в море.
По последним данным, которые приводит Алексей Тимофеев, президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), пайщиков в России всего 368 тыс.

Концентрация растет

При этом в сегменте коллективных инвестиций, как и в других сегментах финансового рынка, происходит концентрация: стоимость чистых активов открытых и интервальных ПИФов хоть и медленно, но растет, а количество игроков, то есть управляющих компаний (УК), — уменьшается (см. диаграммы).
Как сообщил Филипп Габуния, директор департамента рынка коллективных инвестиций Банка России, половина рынка ПИФов приходится всего на 15 компаний. Остальные, а их более 250, делят между собой вторую половину.
Алексей Тимофеев приводит еще более драматичные данные: по его оценке, 70% рынка ПИФов держит первая пятерка УК, а на первую десятку приходится 87%.
Владимир Кириллов, генеральный директор "ТКБ Инвестмент Партнерс" и председатель Совета управляющих НАУФОР, обращает внимание на то, что, по сути, особого притока денег в ПИФы не наблюдается: прирост стоимости чистых активов ПИФов связан в основном с ростом котировок ценных бумаг, находящихся в их портфелях.
По его прогнозу, пока Россия будет под международными санкциями, не стоит ожидать ни сильного роста котировок ценных бумаг, ни активного притока денег в ПИФы.
Владимир Кириллов отмечает некоторые позитивные факторы, позволяющие рассчитывать на плавный рост рынка коллективных инвестиций. Например, снижение ставок на долговом рынке, в том числе и по депозитам. Это ведет, с одной стороны, к повышению цен облигаций в портфелях ПИФов, а с другой — к поиску вкладчиками альтернатив депозитам. Среди этих альтернатив оказываются и ПИФы.
Кроме того, для физических лиц появляются налоговые поблажки. Так, в 2017 году пайщики впервые получили налоговые льготы при погашении паев, которыми они владели более 3 лет. Эта льгота была введена в 2014 году. А недавно был освобожден от НДФЛ купонный доход по корпоративным облигациям, что будет приносить выгоду пайщикам облигационных фондов.
Появляются и технологические факторы вроде удаленной идентификации пайщиков, делающие операции с паями более удобными. Но есть на рынке управления активами и негативные тенденции, внушающие управляющим тревогу относительно их будущего.

Регулятору не хватает гуманности

В первую очередь к таким факторам Владимир Кириллов относит достижение многими УК предела сокращения затрат. Для их дальнейшего сокращения нужны кардинальные изменения в регулировании: избавление УК от ненужных функций, снижение объема отчетности и дублирования информации, уменьшение частоты изменений законов и требований Центробанка, а также увеличение сроков реагирования на них. В отсутствие этих изменений российские УК заметно проигрывают в эффективности зарубежным конкурентам — им приходится нанимать вдвое больше персонала при сопоставимых объемах бизнеса.
По словам управляющего, пора задуматься о гуманизации российского регулирования, потому что сейчас УК порой вынуждены платить даже за мелкие нарушения вроде ошибок в отчетности, штрафы размером до 1 млн рублей. И в последние месяцы отношение проверяющих из Банка России стало жестче, наказания они стали применять чаще.
Эту точку зрения поддерживают и несколько других экспертов. По их словам, им непонятны критерии, применяемые регулятором, то есть Банком России, при назначении наказаний: когда следует ждать предупреждения, когда — крупного штрафа, а когда — отзыва лицензии. Один из управляющих возмущается тем, что штрафы за нарушения УК в КоАП выше, чем за промахи участников других рынков, ведущие к прямому ущербу здоровью и жизни граждан. "К нам относятся так, как будто мы детскими органами торгуем!" — восклицает он.
"У нас жизнь человека стоит меньше, чем нарушение управляющей компании. Мы кого и за что штрафуем?" — удивляется Владимир Кириллов.
По мнению Филиппа Габунии, Банк России и так очень гуманен к УК, он, как правило, не наказывает строго за первые нарушения. Но систематическое невыполнение норм и требований регулятора не может оставаться без наказания, настаивает он. "Можно узнать, откуда такое мнение взялось? У нас практика, что ли, такая есть, что мы отрываем головы всем подряд?" — изумился представитель регулятора.
В ответ Алексей Тимофеев заверяет, что в рядах управляющих компаний, особенно небольших, действительно царят "неврастения и неуверенность в завтрашнем дне" в связи с тем, что люди боятся утром, идя на работу, уже в офисе узнать, что на сайте Банка России появился пресс–релиз об отзыве лицензии у их компании. Примеров неожиданных отзывов лицензий у профессиональных участников рынка достаточно. Так, в октябре 2106 года Банк России лишил лицензии петербургскую инвесткомпанию "Элтра", обнаружив в ее действиях признаки манипулирования котировками. А в сентябре того же года громом среди ясного неба для рынка стал отзыв лицензии у УК "ФинЭкс Плюс" — единственного в России провайдера ряда иностранных биржевых инвестиционных фондов (ETF).
В то же время, по оценкам участников рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, Банку России явно не хватает решительности в борьбе с мошенниками, завлекающими потенциальных инвесторов в финансовые пирамиды и высокорисковые спекуляции. Их рекламой заполнен Интернет, она приходит по электронной почте, несмотря на антиспамовые фильтры, ее можно встретить на страницах газет и в наружной рекламе.
Люди, клюющие на эту рекламу, практически наверняка теряют деньги и начинают испытывать недоверие ко всем финансовым инструментам без разбора.
Бесполезно что–то улучшать в индустрии ПИФов, пока мы не предложим людям полезный продукт. В России на депозитах физических лиц лежит более 23 трлн рублей, а в открытых и интервальных ПИФах — всего 140 млрд. Отбросим 90 млрд в фондах облигаций (это аналог депозитов) — и останется 50 млрд. Чтобы эта картина изменилась, доходность акций должна в долгосрочном периоде превышать доходность депозитов хотя бы на 3–5% годовых. Пока этого нет, потому что права миноритариев плохо защищены и у управляющих ПИФами слишком высокие транзакционные издержки.
Василий Соловьев
Председатель Правления Ук "Арсагера"
У Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) было правило: после трех предписаний об устранении нарушений рассматривался вопрос об отзыве лицензии. И после перехода регулирования от ФСФР к Центробанку количество стало переходить в качество. Каждая компания чувствует себя на крючке у регулятора, у всех такое количество предписаний, что лицензию можно отзывать в любой момент. Поэтому такая нервозность на рынке. Его участники бесправны по отношению к ЦБ. Мы перешли к понятийному уровню взаимоотношений. Регулятор создает законодательство по защите инвесторов, но нужно подумать и о защите участников рынка. Потому что рынок в стагнации, а регуляторная нагрузка растет.
Маргарита Бородатова
Генеральный Директор Ук "Доходъ"