Совладелец и основатель компании "Марвел" Сергей Гирдин рассказал в интервью "Деловому Петербургу" о том, кто сейчас руководит компанией, почему IT–отрасль развивается даже в кризис и когда любой желающий сможет самостоятельно завести часы "Павлин" в Эрмитаже.
Несколько лет назад вы отошли от непосредственного управления деятельностью. Кто сейчас руководит компанией "Марвел"?
— Драйвером работы любого крупного бизнеса должна быть достаточно большая и эффективная команда менеджеров. После того как всем компаниям нашей IT–отрасли пришлось преодолеть кризисы 1990–х и 2000–х годов, я сделал вывод, что моя работа как собственника, занимающегося оперативным управлением изо дня в день, уже не может приносить максимальную пользу. По-настоящему заметный эффект для компании достигается тогда, когда учредитель берет на себя функцию визионера, определяя стратегию компании, и сосредотачивается на развитии людей, а не на управлении процессами. Моя команда менеджеров формировалась двумя путями. С одной стороны, квалифицированные и в тонкостях знающие специфику дистрибьюторского бизнеса специалисты выросли внутри компании. Например, вице–президент по розничной дистрибуции Антон Черепахин, вице–президент по проектному бизнесу Сергей Лапко, Алексей Симулин — наш финансовый директор. С другой стороны, мы привлекали новых сотрудников извне, с рынка. В качестве примера приведу Алексея Мельникова, который недавно возглавил наш back– и middle–офис. Вместе с Константином Шляховым, старшим вице–президентом и генеральным менеджером, они составили сильную, целеустремленную команду, способную управлять таким крупным бизнесом, каким является компания "Марвел". Вообще, мой принцип сейчас — в компании нет места пенсионерам, я имею в виду не реальный возраст, а состояние духа. Болота в бизнесе быть не должно, состояние спокойствия бизнес может и не пережить, надо развиваться.
Тяжело было отказаться от операционного управления?
— От этого никуда не деться, потому что в сутках 24 часа, и если ты хочешь, чтобы компания росла, то однозначно придется делегировать полномочия. Если этого не делать, то придется остановиться на уровне маленького кооперативчика.
Читайте также:
Brand voice
Реалисты учат китайский
Но ведь вы сами создали компанию 26 лет назад, и тогда совмещение ролей вас не смущало.
— Ситуация сильно изменилась за это время. Тогда, в 1991 году, я как раз понимал, что сам должен быть и хозяином, и учредителем, и директором. Так возникла фирма "Марвел". Были смелость, энергия, желание действовать, поэтому мы начали работать с лидерами мировой индустрии, такими как Intel, APC, Compaq. Они шли в Россию в поиске активных партнеров, которые могли продвигать их технологии на рынке. Мы оказались теми, кто соответствовал их требованиям.
Теперь же изменился рынок, изменились запросы клиентов. В 1990–е у клиентов основным требованием было, чтобы им просто поставили технику. И если даже что–то поставлялось не в той комплектации, то это прощалось. Сейчас клиенты четко знают, что им надо, они стали более компетентными, приходят с конкретными пожеланиями, очень требовательно относятся к соблюдению сроков поставок. Стало больше сложностей в администрировании, регулировании всех процессов работы большой компании, чтобы она работала как единый механизм. И одному человеку просто не под силу одновременно и контролировать ежедневную деятельность фирмы, и разрабатывать стратегию.
А как можно в целом описать вашу стратегию?
— Если вы посмотрите на современное состояние рынка, то увидите, что сейчас крупных многопрофильных дистрибьюторов осталось не больше десятка. Нишевых, специализирующихся на каком–то сегменте, в разы больше, конечно. Но им намного сложнее выживать сегодня, в том числе и потому, что крупные партнеры учитывают не в последнюю очередь финансовую устойчивость широкопрофильных дистрибьюторов, более уверенно чувствующих себя по сравнению со специализированными. Еще и поэтому многие компании стремятся быть группой, объединить в себе несколько бизнесов, связанных с IT. Нам неоднократно предлагали создать нечто подобное, чтобы заниматься и производством, и интеграцией, но мы решили сосредоточиться на дистрибуции и углублять свою экспертизу в этом направлении. Ведь именно она создала тот имидж компании, который есть на данный момент. Мы — единственные, кто сейчас работает на рынке ИТ–дистрибуции и при этом не имеет аффилированных интеграторских или розничных структур. Это принципиальная позиция — не создавать конкуренцию нашим партнерам.
Число компаний сократилось из–за кризисов?
— В том числе. Многие компании, где не так хорошо была поставлена система корпоративного управления, не настолько четко прописаны бизнес–процессы, или уходят с рынка, или становятся нишевыми. Очищение и обеление рынка — это одна из сторон кризиса. Потому что вообще–то для IT–отрасли это окно возможностей для развития. Ведь IT–отрасль по–другому проходит через общеэкономические кризисы по сравнению, например, с промышленностью. Она развивается, несмотря на состояние экономики, потому что информационные технологии позволяют оптимизировать процессы и сокращают издержки, то есть решают одну из ключевых задач. Поэтому даже если кто–то не хотел внедрять какие–то технологии, то в кризис это делать приходится, хотя и с другими бюджетами.
Еще одна причина уменьшения числа компаний — переход рынка IT–дистрибуции в целом к работе по–белому, что выдержали не все участники рынка. Наша отрасль стала намного более прозрачной. И большая роль в этом принадлежит Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ).
Вы были среди основателей АПКИТ. Сейчас много участвуете в работе ассоциации?
— В свое время я активно участвовал в ее создании, сейчас, когда ассоциация состоялась, в такой активности, на мой взгляд, нет необходимости. Но я по-прежнему принимаю участие в заседаниях. Приятно видеть, что ассоциация пользуется большим авторитетом в IT–сообществе, поскольку претворяет в жизнь — и весьма успешно — решения участников рынка и регулирует правила работы внутри отрасли. Я считаю, что без нее перестроить бизнес на работу по правилам было бы невозможно. В частности, была создана комиссия по импорту и дистрибуции, которую возглавляет Марина Никитина, очень опытный специалист, которая знает все про рынок. Комиссией была разработана "Этическая хартия бизнеса в сфере дистрибуции и импорта ИКТ–оборудования". Ее уже подписали большинство участников рынка — сейчас в этот процесс вовлечено около 80 компаний, занимающихся дистрибуцией. Переход к прозрачному рынку положительно сказался и на отношениях с зарубежными партнерами — имея доступ к официальной бухгалтерии, они могут оценить свои риски и минимизировать их.
Чем вы сейчас занимаетесь помимо стратегического управления?
— Наверное, каждый бизнесмен сначала озабочен тем, как развить бизнес и заработать деньги, которые затем снова направить на расширение бизнеса. Но когда уже накоплен определенный опыт, компания успешно функционирует, появляются средства, которые можно инвестировать не только в дело.
Сейчас актуальной является тема социального предпринимательства. Это представляет для вас интерес?
— Я давно занимаюсь социально значимыми проектами. Буквально на днях меня избрали председателем Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов по Санкт–Петербургу, в котором я проработал уже около 2 лет. Общественный совет осуществляет контроль и транслирует позицию общества и бизнеса органам государственной власти. Конечно, он не вправе снимать кого–то с должности, но может давать рекомендации, делиться опытом в решении самых разных задач, чтобы, с одной стороны, были соблюдены интересы государства, а с другой — эффективно мог работать бизнес. И такое взаимодействие подчас оказывается не просто полезным для обеих сторон, но даже необходимым.
В 2014 году я стал Почетным консулом Гвинейской Республики в Санкт–Петербурге и Ленинградской области. Занимая этот пост, я даже не предполагал, какие неожиданные последствия будет иметь это решение. Как–то в разговоре с Георгием Вилинбаховым, заместителем по научной работе директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и моим хорошим другом, возникла тема африканского искусства. Георгий Вадимович посетовал, что в одном из крупнейших музеев мира оно практически не представлено и, возможно, мне, человеку, который имеет отношение к африканскому континенту, будет интересно заняться проектом по сбору коллекции.
Вы отправили экспедицию в Африку?
— Здесь все непросто. Для Эрмитажа особенно важно, чтобы у всех предметов искусства, которые попадут к нему в коллекцию, было хорошее происхождение, например из собраний известных коллекционеров, и высокая художественная ценность. Поэтому мы вместе со специалистами музея начали планомерно изучать то, что предлагают известные европейские аукционы. Каждое приобретение согласовывалось с экспертами–искусствоведами, именно они определяли ценность экспоната и то, насколько необходим он для коллекции. Сейчас в дар Эрмитажу передано более 40 экспонатов. А в самом музее уже сформирована постоянная экспозиция, которая будет в дальнейшем пополняться. В этой коллекции есть артефакты, которые особенно ценны, например вещи, которые принадлежали и вдохновляли знаменитых художников, представителей эпохи модерн.
Вас самого лично заинтересовало африканское искусство?
— Это настоящая страсть и азарт. Все мы — моя семья, сотрудники "Марвела", специалисты музея — не на шутку увлеклись этой темой и получили совершенно уникальный опыт. Ценность африканского искусства в том, что оно заложило основы художественного видения многих творцов — от Гогена и Пикассо до Маноло Бланика. Я недавно побывал на выставке его обуви в Главном штабе — и даже у него есть серия "африканских" туфель.
У проекта с Эрмитажем будет продолжение?
— Конечно! И с точки зрения пополнения коллекции, и с точки зрения ИТ–возможностей, которые у нас есть. Например, для развития нашего сотрудничества с Эрмитажем мы решили оцифровать все эти предметы, чтобы они были представлены в виртуальной реальности. Часть коллекции уже обработана и будет передана Эрмитажу.
А в дальнейшем можно будет сделать большой проект по оцифровке всей экспозиции музея. Сейчас есть общее понимание задачи между нами, Эрмитажем и нашими партнерами, компанией "HTC", известной не только своими смартфонами, но и активным продвижением в области VR.
Что это даст музею? Не переместится ли поток туристов в виртуальную реальность?
— Я считаю, что за этим будущее. Это хороший способ привлечь туристов в Петербург. Сегодня многие путешественники хотят перед поездкой оказаться в том месте, где они будут, через виртуальную реальность. И это демонстрирует уровень музея. Информационные технологии сегодня можно внедрять одинаково, и кто будет первым — Лувр или Эрмитаж — можно посоревноваться. Возьмем часы "Павлин", которые заводят только по особым дням, чтобы не износился уникальный механизм. Даже если вам не удалось попасть в такой день в музей, вы сможете буквально своими глазами увидеть, как они работают. Это очень большая и интересная работа, в которой пересекаются оба моих увлечения — технологии и искусство. Уверен, результаты будут впечатляющими.
Биография
Сергей Гирдин
В 1988 году окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. С 1988 по 1989 год — инженер–конструктор в НИИ командных приборов. В 1991 году основал группу компаний "Марвел". Член правления Санкт–Петербургского Английского собрания, Почетный консул Гвинейской Республики в Петербурге и Ленобласти.
Справка
Компания "Марвел"
Основана в 1991 году. Является одним из крупнейших широкопрофильных IT–дистрибьюторов на территории России и стран СНГ. В продуктовом портфеле более 120 всемирно известных производителей IT–оборудования. Офисы расположены в Санкт–Петербурге, Москве и Алматы. Партнерская сеть насчитывает свыше 4 тыс. компаний.