13:5321 июня 201713:53
714просмотров
13:5321 июня 2017
В рамках круглого стола, организованного газетой "Деловой Петербург", министр экономического развития Крыма Андрей Мельников встретился с петербургскими предпринимателями, заинтересованными в работе в республике. Участники обсудили, с какими проблемами сталкиваются инвесторы и какие перспективы открываются перед ними.
Андрей Мельников, министр экономического развития Республики Крым:
В Крыму происходит становление новой экономики. С точки зрения финансово–экономических отношений Крым — один из самых высокодотационных регионов России. Бюджет превышает 100 млрд рублей, объем валового регионального продукта — 250 млрд рублей, при этом транспортная, дорожная, инженерная инфраструктура требует восстановления.
Сразу же после вхождения республики в состав РФ была принята федеральная целевая программа, направленная на то, чтобы за счет финансовых вложений выравнять инфраструктурное обеспечение Крыма до уровня других субъектов РФ. Что такое инфраструктурное выравнивание? Это строительство Керченского моста, аэропорта (одного из крупнейших на территории РФ), трассы "Таврида". Это вложение в реформирование системы водозаборов, водообеспечения, канализации. Помимо этого, деньги направляются на укрепление набережных, которые размываются морем, и на другие нужды.
Из всех выделяемых регионам в рамках инфраструктурного обеспечения средств Крым отвечает примерно за 300 млрд рублей. Программа по выравниванию инфраструктуры фактически была запущена в 2016 году. Два предыдущих года она готовилась, менялись ответственные в федеральных органах власти. В то же время это первый год, когда крымская экономика смогла сделать первые шаги в направлении спокойного развития.
Происходящее в Крыму с учетом санкций можно назвать переформатированием всей экономической структуры. Изменилась ориентация с Украины на Россию, каналы поставки сырья, экономические связи. С точки зрения структуры экономика достаточно сбалансирована. В равных долях представлены промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, транспорт. Объем промышленного производства в 2016 году составил 100 млрд рублей, что на 4,6% больше, чем годом ранее, и превышает общий показатель по стране, хотя это является эффектом низкой базы. Есть крупные предприятия, в частности "Титан", "Сода", "Залив". Потенциально существуют мощности в сфере судостроения — вторые по РФ. С точки зрения энергоснабжения и газоснабжения — есть нитки, обеспечивающие развитие республики на ближайшие годы.
Чем мы можем гордиться? Климатом и курортными ресурсами. По существующим оценкам, около 50% региональной экономики так или иначе связаны с туризмом. Мы планируем развитие туристической отрасли как основополагающей для нашей экономики. Без создания большего количества мест для круглогодичного размещения туристов, долговечной курортной инфраструктуры, рассчитывая только на прибыль в летний сезон, продвижение невозможно. В Крыму формируется шесть туристических кластеров, самый большой из них — в Евпатории.
Сельское хозяйство у нас во многом зависит от воды: канал, по которому получали воду, сейчас закрыт. Мы реформируем старые источники, есть программа создания новых водохранилищ, развития новых водозаборов. Дефицит воды в некоторых районах есть, но в целом республика водой обеспечена.
Благодаря закону о свободной экономической зоне в Крыму самая низкая ставка по налогообложению на территории России. Свободная экономическая зона дала нам 880 проектов и резидентов с объемом инвестиций 80 млрд рублей. В прошлом году объем реально осуществленных инвестиций составил 12 млрд рублей, было создано 9 тыс. рабочих мест, и процесс не останавливается. Помимо этого, с целью привлечения инвестиций мы предоставляем инвесторам в аренду земельные участки и объекты недвижимости на срок до 49 лет. В рамках этого порядка республика подписала соглашения об инвестициях на сумму свыше 212 млрд рублей со 180 участниками.
Структура инвестиций в принципе соответствует структуре региональной экономики: большая часть идет в строительство. Сейчас система сопровождения инвестпроектов меняется от начала и до конца: уменьшаются регламентные сроки подсоединения к технологической инфраструктуре, сроки рассмотрения инвестпроектов сокращены до 30 дней.
Олег Морозов, генеральный директор АО "Корпорация развития Республики Крым":
Во время работы с инвесторами мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые в первую очередь касаются оформления земельных участков. Только 20% земельных участков сейчас имеют российскую регистрацию, поэтому процесс поиска земельных участков для инвесторов занимает значительно больше времени, чем бы нам хотелось. Сейчас мы выстраиваем прозрачную систему работы с инвестором. Так, в 2016 году мы рассмотрели 1080 площадок, 380 из которых стали инвестиционными. Это значит, что на 380 площадок есть вся необходимая документация и они могут быть предоставлены инвесторам в рамках заключенного инвестиционного соглашения. По 34 площадкам уже заключены меморандумы о взаимодействии между Корпорацией развития Республики Крым и инвесторами, которые заявляют о своем намерении реализовать проект. Предполагаемый объем инвестиций по заключенным меморандумам составляет 18 млрд рублей.
Дмитрий Савинов, генеральный директор "БИО Транс":
После принятия Республики Крым и города Севастополя в состав России я наблюдаю, как сильно изменился регион за последние годы: активно развивается инфраструктура города, оживают предприятия, расширяются и восстанавливаются дороги. Но такой рост не может не сказаться на экологической обстановке в регионе.
Изучая ситуацию в Крыму, мы увидели, что полного и комплексного подхода к решению данной проблемы нет, а это может привести к серьезным последствиям в экологии и эпидемиологии. Компания "БИО Транс" занимается сбором и утилизацией твердых бытовых и медицинских отходов. У нас имеется большой опыт и высокая квалификация в выполнении данной задачи.
Кроме того, мы предоставляем рабочие места инвалидам, проводим переквалификацию сотрудников и адаптируем рабочие места под них, также компания гарантирует, что 70% сотрудников будут местные жители.
Мы готовы поставить комплекс по переработке отходов и участвовать в проектах по обслуживанию отрасли в регионе. Наша компания активно интересуется возможностью выхода в республику для улучшения экологической обстановки.
Андрей Мельников:
Конкуренции нет абсолютно. Готовы заняться сопровождением проекта. К нам обращались несколько инвесторов, которые хотели заниматься данным вопросом. В рамках ПМЭФ мы подписали соглашение с одной компанией, которую я не хотел бы пока называть. Это петербургская компания, которая очень хочет реализовать проект строительства завода по утилизации медицинских и животных отходов. Одного завода, конечно, недостаточно с учетом количества всех санаториев и больниц.
Сергей Галкин, представитель детской футбольной школы Neva Kids:
Мы знаем перспективы Крыма, работать там очень интересно и вдохновляюще. С 2015 года мы трудимся в Крыму. У нас есть уже три детские футбольные школы: в Ялте, в Алуште и в Севастополе. Хотелось бы развивать больше площадок в республике, тем более на зимний период времени крытых полей в регионе нет.
Андрей Мельников:
На моей памяти по инвестиционной программе было четыре проекта строительства футбольных стадионов и спортивных площадок, везде подписаны соглашения с инвесторами. Укажите города, в которых вы бы хотели разместить стадион, и, проконсультировавшись с их руководителями, мы найдем вам площадки. Каждый примет вас с распростертыми объятиями.
Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства:
Нам, как консультантам, Крым интересен двумя индустриями: транспортом и агропромышленным комплексом. Мы уже работаем в Крыму, и, с одной стороны, мне понятен вопрос о трудностях и проблемах в земельных отношениях, с другой стороны, есть положительная динамика в связанных с этим судебных процессах, и это уже хорошо.
Сейчас Крым готов принимать специалистов и экспертов. Я думаю, когда крупные объекты выйдут на свою проектную мощность, повысятся инвестиционная активность и привлекательность для специалистов, а также финансовая эффективность.
Андрей Мельников:
За дефицитом бюджета республики стоит множество проблем. Например, 32 ГУПа работают с убытками. Главой республики дано поручение о принудительном разбирательстве по данному вопросу не позднее чем в течение полугода. Расстрельный список короткий и мне понятен.
Такая же ситуация была и с санаториями, активы которых принудительно выставлялись на продажу. Это первая и вторая линии вдоль моря по стоимости от 80 млн до 200 млн рублей за земельный участок площадью от 5 га с объектами культурного наследия. С коммуникациями тоже есть проблемы, но они находятся в неплохом состоянии.
Татьяна Мартынова, генеральный директор ООО "Альфа–Морион":
Мы заинтересованы в работе в Крыму, внимательно отслеживаем историю становления земельных отношений, которые так интересуют инвесторов. В частности, наша компания продолжает успешное многолетнее сотрудничество с государственной корпорацией в Петербурге, консультируя по вопросам, возникающим при реализации проектов корпорации в Крыму. Если земельные вопросы изначально не решены, это бомба замедленного действия, заложенная под инвестора. То, как сегодня объявляются конкурсы, связанные с земельными отношениями, — это редкий случай, когда наступают на грабли не два, а три раза.
Текущее объявление земельных конкурсов, технические задания на их выполнение нерациональны, зачастую неразумны. Мы смотрим технические задания и понимаем невозможность выполнения работ в заданные сроки без нарушения технических регламентов и действующего законодательства, что приводит на рынок непрофессиональных участников и к "удаленному" выполнению работ. Например, генплан Феодосии разрабатывает компания, которая там даже ни разу не была. Проходит ли у вас профессиональную экспертизу само планирование работ в сфере земельных отношений?
Андрей Мельников:
Упрек принят, но подкорректировать эти недостатки во время проведения торгов не представляется возможным. А в мае–июне уже прошли все торги по контрактам на год. То, что ряд проектов не соответствует требованиям, возможно, есть халтура — это факт. Проводящие конкурсы не всегда достаточно компетентны, в Крыму, как и по всей России, стоит проблема бюрократии. На следующий год у нас будет впервые планирование на 3 года. Но есть сроки, продиктованные регламентом, и мы стараемся сделать так, чтобы минимизировать возникший из–за нехватки времени брак.
Дмитрий Яковенко, председатель совета директоров ИК "Пантикапей":
Я родился в Керчи, живу и работаю в Петербурге, занимаясь с 1999 года развитием территорий вокруг города. С 2014 года мы в Керчи помогаем нашим землякам, анализируем ситуацию, смотрим, как применить свои опыт и знания. Успехи у республики серьезные, но дорог, инженерии и прочей инфраструктуры нет.
Меня и мою корпорацию интересует Керченский полуостров. Мы готовы возобновить соглашение о комплексном развитии Керченского полуострова с предоставлением наших ресурсов.
Андрей Мельников:
В Керчи новый, очень активный и деятельный мэр. Там построят мост, должна пройти железная дорога. Пытаемся теперь запроектировать транспортно–пересадочный узел вместе с комплексным освоением прилегающих территорий на подходах к Керченскому мосту. Здесь вполне можно сделать территорию опережающего экономического развития.
Сергей Муравьев, генеральный директор ООО "Эверест 8800":
Как вы отнесетесь к тому, что бизнес, приходя в Крым, может вытеснить местных предпринимателей? Есть ли у вас какая–то политика по привлечению трудовых ресурсов, обучению новых кадров? Вы предоставляете жилье для приезжих специалистов, которые, к примеру, работают в тех проектах, где землю выделяют инвестору в аренду на 49 лет?
Андрей Мельников:
По первому вопросу: у меня на это философский взгляд, время на развитие местным игрокам дали, возможность утвердиться была. Что касается трудовых ресурсов, то это не совсем мой вопрос, но на текущий момент мы стараемся не допустить оттока кадров. Миграция есть, и внутренняя тоже. Когда будет организовано стабильное сообщение с большой землей, мы можем столкнуться с достаточно большим потоком трудовых мигрантов. Человеческий ресурс — один из важнейших, и, судя по уже имеющимся проектам, квалифицированных специалистов недостаточно. Идеи о выделении жилья для долгосрочных проектов я еще не слышал. Можем протестировать.
Владимир Комаров, партнер юридической фирмы Legal Studio — GRATA International:
Наши клиенты в основном интересуются тем, какие риски для них существуют. И это не только санкции и отсутствие финансирования, есть другая глобальная проблема. Помимо набережных, которые съезжают в воду, там есть объекты, которые оформлены в собственность, причем часто они либо незаконны, либо оформлены по законодательству Украины. Как следствие — суды загружены, принимают противоречивые решения. Нет гарантии, что права, казалось бы, на законно зарегистрированный объект или землю не будут оспорены. И мы пока не видим механизма снятия этого риска.
Также интересует, какие проекты запущены или реализуются с использованием механизмов государственно–частного партнерства (ГЧП), в том числе на основании концессионных соглашений?
Андрей Мельников:
Я сомневаюсь, что есть реальные механизмы страхования рисков, хотя можно обсуждать разные идеи. Поэтому инвесторы предпочитают вкладывать деньги в муниципальные объекты, принадлежащие республике, они наименее подвержены рискам. Что касается ГЧП, то заложенные в федеральном законодательстве положения значительно увеличивают сроки подготовки проекта — до полутора лет, что отталкивает инвесторов. Механизм концессии работает, но применим не для всех проектов. Есть практика обособления масштабных инвестиционных проектов, когда создаются преференции при реализации проектов, предоставления земельных участков и объектов недвижимости. Она занимает меньше времени, чем механизм ГЧП. Через месяц мы примем республиканскую нормативную базу, которая будет связана с концессиями, с адаптацией уже существующего закона. В Крыму это может быть очень перспективно.
Сергей Иванов, генеральный директор "Регион Инвест Недвижимости":
Я представляю интересы застройщика, который работает в Крыму и реализует проект жилищного строительства в Ялте. Мы строимся по 214–ФЗ, прошли все необходимые проверки, зарегистрировали первый договор долевого участия. Но столкнулись с проблемой получения банковского кредитования. Банки, в том числе РНКБ, не расценивали проект как залог, а требовали поручительство собственника или другого юридического лица.
Андрей Мельников:
Сейчас у РНКБ есть два типа кредитуемых организаций — это либо крупнейшие заемщики, либо розница. К сожалению, среднего сегмента у него почти нет, а в целом банков, которые готовы кредитовать средний сегмент, у нас мало.
Александр Петренко, генеральный директор исследовательской компании "ГРИФОН–ЭКСПЕРТ":
Мы проводили в прошлом году исследования для инвесторов, которые планируют построить в республике аквапарки и бассейны, а также системы капельного орошения и производство капельных лент. По нашему опыту скажу, что у инвесторов довольно много страхов: из–за санкций они обходят Крым стороной, потому что боятся потерять свои активы за рубежом. Если бы была государственная страховая компания, которая страховала бы риски, это было бы удачным решением.
Андрей Мельников:
У нас есть инвесторы из Европы, которые не завязаны на европейские госконтракты. Да, есть санкции, есть риски, которые они принимают.