Китайский десант в Новом музее

 

В начале прошлого века Россия бредила "желтой опасностью". Страх перед неукротимой, хаотической силой, воплощением которой философ Владимир Соловьев и символисты считали Китай, начал убывать по мере развития революционных событий. Тогда от иллюзии близости России к Европе не осталось и следа, страна в очередной раз ощутила себя частью азиатского мира. Век спустя мы опять в разладе с так называемым Западом, нам опять ближе Восток. И тот же Китай, лет десять назад казавшийся в наших ингерманландских широтах экзотическим прекрасным далеко, присутствует в жизни Петербурга повсеместно. Ваш покорный слуга живет рядом с китайским ресторанчиком, возле которого даже в мертвый сезон припаркован автобус–другой. Китайские туристы после комплексного обеда осаждают соседний "Дикси", завершая досуговую программу покупкой местного "Пепси" и "Сникерса".
Даже удивительно, что искусство Китая нам по–прежнему в диковинку. В нашей Академии художеств учатся десятки студентов из этой далекой и близкой страны. Их карьера, впрочем, впоследствии складывается в Берлине или Париже, где спрос на современное шинуазери последнее время высок. На Венецианской биеннале у Китая теперь чуть ли не самый большой проект. Эта экспансия стала заметна и в Петербурге: недавно в Манеже прошла выставка пекинской Военной академии искусств.
Экспозиция в Новом музее показывает китайскую арт–сцену несколько шире. Это обзор самых разных представленных на ней направлений и стилей. Тут есть и жестуальная абстракция, и лирический неоэкспрессионизм, и постсюрреалистские аллегории. Ма Шэнчжэ воспевает воображаемые миры геометрии. Ван Вейцзе останавливает мгновение, запечатлевая аппетитно и неумолимо тающее мороженое. Цао Мэн переписывает пейзажи Ван Гога так, что если б тот их увидел, без разговоров уступил бы ордена, медали и ранения гения модернизма своему нынешнему альтер эго. Украшение выставки — видео участника 57–й Венецианской биеннале Гэна Сюэ. В этой большой стране есть много разного искусства. В недалеком будущем, надо надеяться, мы узнаем его ближе и увидим менее адаптированные к западному вкусу выставки китайских художников.