Полное собрание Гоголя

Близкий к структурам Юрия Ковальчука бизнесмен Александр Гоголь стал одним из крупнейших игроков дорожно–строительного рынка, получив контроль над компанией "Буер", которая не сумела выполнить обязательства перед банком "Россия".

Владельцем крупных подрядчиков Росавтодора, компаний "Буер" и "Европейская столица", стал неизвестный на рынке дорожного строительства предприниматель Александр Гоголь.
Как выяснил "ДП", он близок к банку "Россия" и структурам Юрия Ковальчука и является одним из управляющих горнолыжным курортом "Игора".
Именно банк "Россия" проводил реструктуризацию долгов подрядчиков, чем фактически спас их от банкротства. Взамен, похоже, собственникам и пришлось передать свои доли Гоголю.

Вышел на дорогу

Александр Гоголь стал владельцем "Буера" через ООО "Вендер", сообщается в данных раскрытия информации о существенных событиях компании. Прежние собственники всегда были закрыты, так как с момента основания в начале 1990–х "Буер" работал в форме ЗАО. Участники дорожно–строительного рынка считали бенефициаром компании главу спортивной федерации бокса Петербурга Максима Жукова, сына совладельца холдинга "Адамант" Владимира Голубева.
В ответ на вопрос "ДП" о причинах продажи "Буера" помощник Максима Жукова предоставил реестр акционеров компании. Судя по документу, Жуков был в числе совладельцев фирмы с 2007 по 2011 год. На протяжении почти всего периода существования компании ею в равных долях владели предприниматели, стоявшие у истоков ее создания: Андрей Кузнецов, Александр Мироненко, Борис Рабинович, Александр Талдыкин и Андрей Кушнарев. Они также были акционерами банка "Финансовый капитал", который контролировал бизнесмен и бывший депутат Законодательного собрания Ленинградской области Николай Козловский. В конце октября 2016 года Центробанк отозвал у банка лицензию, сославшись на то, что банк размещал деньги в низкокачественных активах.

Человек–гарантия

В собственность Александра Гоголя "Буер" перешел в результате реструктуризации долгов компании, которой занимался банк "Россия". При этом участие в этом процессе было для банка скорее вынужденной необходимостью, поскольку он выдавал "Буеру" банковские гарантии на работы объемом примерно 7 млрд рублей. Так что неизвестно, кто в случае банкротства пострадал бы больше — сами дорожники или банк.
В банке "Россия" подтвердили, что реструктуризировали долги "Буера", но комментировать детали отказались, сославшись на коммерческую тайну.
По оценке собеседника "ДП" в "Буере", выплачивать долги банку компания будет в лучшем случае до 2019 года, в худшем — до 2021–2022 годов.
После этого Александр Гоголь выйдет из бизнеса, поскольку выступает только гарантом выплат по кредиту, надеются в компании.
Впрочем, по данным "ДП", договоренности о выходе Александра Гоголя из бизнеса устные и ни к чему его не обязывают.
Официально он не связан с банком "Россия". Разве что можно отметить: при продаже "Буера" в раскрытии информации указывалась электронная почта ООО "Вендер" на домене банка.
Сейчас "Буер" сложно назвать привлекательным активом. Но у предприятия есть земельный участок на Новолитовской ул., который в крайнем случае можно отдать под застройку офисами или жильем. Также имеется большой парк техники.
Кроме того, в портфеле "Буера" имеются крупные господряды: например, компания по заказу Смольного строит продолжение Софийской ул. за 1,1 млрд рублей.
А ключевым заказчиком "Буера" является Северо–Западное представительство Росавтодора — распределитель федеральных денег на дорожные работы.
Среди последних крупных заказов "Буера" от Росавтодора — капремонт участка трассы между Петербургом и границей с Белоруссией за 1,1 млрд рублей и трассы между Москвой и границей с Латвией за 1,5 млрд рублей.

Нарвский подряд

Помимо "Буера" в собственность Александра Гоголя перешли еще и 49% в ООО "Европейская столица".
В 2014 году компания получила от Росавтодора заказ на реконструкцию трассы "Нарва" за 17 млрд рублей и будет вести эти работы до 2020 года. На момент получения подряда ее собственником, по данным СПАРК, был член совета директоров "Буера" Владимир Лейман. Теперь Лейман в совладельцах больше не числится, а большая часть компании принадлежит Александру Гоголю.
Владимир Лейман отказался обсуждать причины своего выхода из бизнеса, но известно, что реструктуризацией долгов компании также занимался банк "Россия".
По словам Владимира Леймана, "Буер" выполнял субподрядные работы для "Европейской столицы", однако между собой компании не были связаны.
Нет сомнений, что теперь Александр Гоголь, будучи совладельцем обеих фирм, сможет эффективно управлять их подрядами.

Из мигранта в миллиардера

Как обнаружил "ДП", биография Александра Гоголя полна неожиданных поворотов (см. "Карьерный рост Александра Гоголя").
В Петербург он переехал в конце 1990–х годов с Украины, поселившись у земляка Леонида Штутмана. В то время сын Штутмана, Марк Будыко, вместе с другом Дмитрием Филатовым основал небольшую фирму "Петроимпорт", которая занялась поставками продуктов из–за рубежа в Россию. Там, в "Петроимпорте", начал карьеру и Александр Гоголь.
К середине 2000–х "Петроимпорт" уже вырос до крупной промышленной группы "Петросоюз" с годовым оборотом $140 млн и десятком торговых марок в портфеле, таких как "Пикадор", "Моя семья", "Мечта хозяйки" и "Масло мягкое деревенское". Владельцы продали компанию американскому Heinz. Сумма сделки оценивалась в $100 млн. При этом бывшие собственники не раскрывали, куда вложили эти деньги.
Через несколько лет после продажи бизнеса Дмитрий Филатов, по данным СПАРК, стал гендиректором УК "АБРоссия", отвечавшей за строительство курорта "Игора". Инвестиции в проект оценивались в $170 млн.
Часть денег вкладывал банк "Россия" Юрия Ковальчука. Несколько собеседников "ДП" полагают, что среди таинственных соинвесторов "Игоры" могли оказаться и бывшие владельцы "Петросоюза". Подробнее об этом можно прочитать в материале на dp.ru.
Марк Будыко и Дмитрий Филатов, продав "Петросоюз", стали топ–менеджерами в структурах, связанных с Ковальчуками и "ИНТЕР РАО". Например, Будыко был управляющим директором "Петербургской сбытовой компании" ("дочка" "ИНТЕР РАО"), а Филатов — вице–президентом по развитию страховой группы "СОГАЗ" на Северо–Западе, а также возглавлял Центр управления закупками "ИНТЕР РАО".
В отличие от них Александр Гоголь к 2016 году стал не только совладельцем "Буера" и "Европейской столицы", но и собственником фирмы "Гора", которая участвует в управлении курортом "Игора". Так благодаря полезным связям и удачному старту карьеры на волне построенного в 1990–е бизнеса из скромного украинского мигранта он превратился в миллиардера.
В 2009 году российская дорожная отрасль столкнулась с финансовыми трудностями, связанными с общим экономическим кризисом. Результатом этого, напомним, стали банкротства и прекращение деятельности ведущих компаний на рынке: "Дорожник–92", "Мострострой № 6", "Мостоотряд № 19", "Акрос". Это, в свою очередь, привело к финансовым потерям у банков, подрядчиков и поставщиков. Многие высококлассные специалисты отрасли остались без работы. У компании "Буер", как и у прочих игроков рынка, возникли долги перед подрядчиками и поставщиками, вырос уровень кредиторской задолженности перед различными банками. Банк "Россия" выдал компании гарантии по государственным контрактам и в случае банкротства заемщика столкнулся бы со значительными рисками финансовых потерь. Благодаря профессиональной команде банка в сотрудничестве с компанией "Буер" была проведена реструктуризация кредитного портфеля и решены все вопросы, связанные с организацией расчетов с поставщиками и подрядчиками. "Буеру" удалось сохранить специалистов, а также исполнить в срок все госконтракты и обязательства. Вопрос о правах собственности является продуктом внутренних договоренностей акционеров, которые по–прежнему принимают участие в управлении компанией. Сегодня финансовое положение компании стабильное, компания успешно развивается и наращивает объемы производства.
Владимир Лейман
член совета директоров ЗАО "Буер"
Для участников дорожно–строительного рынка не секрет, что "Буер" ушел под внешнее управление банка "Россия". Фактически в последнее время компания работает как советский трест: подает заявку на текущую деятельность, согласовывает все детали и получает деньги копейка в копейку. Насколько мне известно, реструктуризация кредитов "Буера" прошла не так успешно, как может показаться. Например, по долгам с подрядчиками они рассчитывались из расчета 50 копеек за 1 рубль. Причем такой расчет происходил в добровольно–принудительном порядке, мол, не хочешь — не бери, не заставляем. Возможно, решение акционеров "Буера" стать частью крупной олигархической структуры связано с их желанием быть защищенными на рынке и при этом, скажем так, оставаться в обойме. Рассуждать о перспективах возвращения компании в их собственность сложно. Это тот случай, когда говорят: время покажет. Владельцы компании — уже люди в возрасте. Может быть, за 3 года, пока "Буер" будет расплачиваться по долгам, они и вовсе потеряют интерес к этому бизнесу. Дело в том, что эпоха глобализации в нашей стране выстраивается как–то криво. Крупных генподрядчиков, способных качественно выполнить масштабные дорожно–строительные работы, в России можно пересчитать по пальцам двух рук. В этой истории с "Буером", на мой взгляд, банк "Россия" выполнял более глобальную роль, нежели спасение чьего–то бизнеса в кризисные времена. Кто там новый собственник и зачем он им стал — вопрос второстепенный. Главной задачей было сохранение коллектива и мощностей "Буера", чтобы компания продолжала работать и выполнять государственную задачу строительства транспортной инфраструктуры, ведь таких подрядчиков, как "Буер", в Северо–Западном регионе остается все меньше и меньше.
Кирилл Иванов
Директор ассоциации "Дормост"