Ради снижения цен

Законопроект о принудительном лицензировании лекарств может затормозить инновационное развитие фармацевтической отрасли.

Профильные ведомства еще в апреле 2016 года посчитали механизм принудительного лицензирования нецелесообразным, однако ФАС настояла на разработке законопроекта. В настоящий момент завершилась стадия публичного обсуждения, но окончательная версия текста законопроекта еще не сформирована. Поправки в действующее законодательство РФ дорабатываются ФАС и предположительно будут представлены летом 2017 года.
Как рассказал главный юрист департамента правового сопровождения проектов в области фармацевтики IPT Group Павел Пустыльников, текущая редакция законопроекта, подготовленная в конце ноября 2016 года, формально не предполагает использования механизма принудительного лицензирования. Вместо этого планируется наделить правительство РФ полномочиями разрешать использование изобретений без согласия патентообладателя, но с уведомлением его об этом в кратчайший срок и выплатой ему компенсации.
Законодатели подчеркивают, что подобная мера может быть применена только в исключительных ситуациях, требующих защиты жизни и здоровья.
Ранее ФАС заявляла, что принудительное лицензирование необходимо для борьбы с ВИЧ–инфекцией. Однако, по словам руководителя практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики KPMG Россия и СНГ Виктории Самсоновой, вопрос о перечне случаев, когда может применяться принудительное лицензирование, пока остается открытым.
Идея введения принудительного лицензирования возникла после резкого падения российского рубля. Как объяснил Павел Пустыльников, предельные отпускные цены на лекарственные препараты или же цены, по которым государство готово приобретать товары в рамках соответствующих тендеров, производителям препаратов зачастую кажутся несправедливыми. Виктория Самсонова считает, что сам факт появления информации о введении принудительного лицензирования может привести к снижению цен. "В мировой практике имеется свыше 20 попыток принудительного лицензирования лекарств, которые были предприняты странами с различным уровнем экономического развития. И в ряде случаев принудительное лицензирование как таковое не осуществлялось, но имело место последующее снижение цен или добровольное заключение лицензионных договоров", — рассказывает Виктория Самсонова.
По словам руководителя корпоративной практики "Дювернуа Лигал" Никиты Коробейникова, финансовую составляющую последствий введения закона в действие пока трудно оценить. Необоснованное вмешательство государства в сферу регулирования интеллектуальных прав в долгосрочной перспективе может затормозить инновационное развитие отрасли, снизить инвестиционную привлекательность страны.