Анастасия Жигач Все статьи автора
12 декабря 2016, 10:55 4582

Какие факторы оказывают главное влияние на текучесть персонала в компании

Фото: Zuma/ТАСС

Текучесть персонала в компании — один из ключевых показателей работы HR–cпециалиста — зависит зачастую вовсе не от него, а от целого комплекса факторов. На этот комплекс, в свою очередь, главное влияние оказывают не кризис и изменения рынка, а руководство и владелец.

Лидерами по текучке персонала всегда были торговля, ресторанный бизнес, банковские и страховые компании. "При этом надо отметить, что большая текучка свойственна для персонала начального уровня данных отраслей — кредитных консультантов, продавцов, официантов и других сотрудников entry–level, — говорит директор петербургского представительства рекрутинговой компании Brainpower Шамиль Исмаилов. — В среднем уровень текучки в этих индустриях, независимо от уровня должности, составляет около 30%, при этом у отдельных магазинов или ресторанов доходит до 80%". Кризис никак не повлиял на этот топ: текучка в этих отраслях вызвана не внешними, а внутренними процессами.

Как собрать и удержать сотрудников
Блоги "ДП"

Как собрать и удержать сотрудников

231

"Высокая текучесть традиционна в ретейле (до 50–100% в год) и в сфере общественного питания, это вызвано либо активным развитием компании и сегмента рынка, либо низким уровнем заработной платы. Хорошим же показателем для любого бизнеса является текучесть около 7%", — объясняет Марина Тульская, начальник отдела персонала банка "Александровский". Наукоемкие производства и сфера IT относятся к отраслям с наименьшим уровнем текучести кадров, отмечает Анна Чуксеева, шеф–редактор "Работа.ру". Ну а самая низкая текучка наблюдается в сфере государственного управления и в бюджетных учреждениях, замечает Екатерина Бойцова, директор по персоналу BDO Unicon Outsourcing. "В первом случае профессия подразумевает многолетнюю службу, во втором — условия труда и ставки для сотрудников в одном регионе практически не отличаются: смена работодателя не имеет смысла", — говорит она.

Плюсы и минусы

"Для каждой отрасли есть свои нормативы, — говорит Екатерина Овчинник, директор по персоналу "Интеркомп". — Если в розничных продажах так называемая оборачиваемость персонала может достигать 100% в год, то для компаний IT–сферы текучка даже 20–25% может стать угрозой для бизнеса". Считается, что небольшой показатель текучести кадров — это хорошо. "Немотивированные и малоэффективные сотрудники покидают компанию, их место занимают новички, при этом высокопродуктивные кадры переходят на руководящие позиции", — поясняет эксперт.

"Отсутствие текучести означает "застой крови", отсутствие свежего взгляда и новых идей, — замечает Шамиль Исмаилов. — Можно не заметить важные изменения в своей индустрии и потерять конкурентоспособность". Так что высокая текучка кадров так же вредна для бизнеса, как и ее отсутствие.

"Сложно ответить, для кого текучесть кадров — хороший показатель, ведь текучка — это всегда повышение затрат, — не согласна с коллегой Юлия Куделькина, руководитель группы массового подбора компании "СКБ Контур". — Уходят ресурсы на поиск сотрудника, его обучение, адаптацию и на то, чтобы он вышел на определенный уровень эффективности".

"Высокая текучесть кадров характерна для компаний, где работает много студентов, совмещающих работу с учебой.  Например, это позиция сэндвич-артистов в ресторанах Subway, — говорит Ольга Блудовская, исполнительный директор Subway Russia Service Company.  — Такие сотрудники абсолютно взаимозаменяемы, но когда один из них покидает команду, то на его место приходит новичок, которого необходимо всему обучить с нуля. Это означает потерю рабочего времени менеджера и изменение качества сервиса и скорости обслуживания посетителей.

"На FMCG–рынке особенное влияние на результаты компаний оказывает текучесть в отделе продаж, ведь от торговых представителей зависит достижение ключевых показателей, именно они взаимодействуют с клиентами. Кроме того, эти сотрудники формируют кадровый резерв для ключевых позиций коммерческой функции", — отмечает Галина Подовжняя, HR–бизнес–партнер Coca–Cola HBC Россия.

Гендерные особенности рынка труда
Менеджмент

Гендерные особенности рынка труда

595

"Бывают случаи, когда высокая текучесть начального персонала, экономически выгодна компании, то есть затраты на повышение заработной платы опытному сотруднику превышают затраты на подбор и адаптацию нового, — напоминает Ани Мартиросян, менеджер по рекрутменту кадровой компании ManpowerGroup. —Но в данной ситуации нужно учитывать репутационные потери, которые будет нести компания на рынке труда при такой корпоративной политике".

Причины текучки

Согласно недавнему исследованию Acsour, компании с низкой текучестью дают сотрудникам возможность самим предлагать инициативы по улучшению своей работы, а также избегают openspace–офисов (они есть только в 27% компаний с низкой текучестью, но в 60% компаний с высокой). Выяснилось, что работодатели считают наиболее эффективным способом борьбы с текучкой персонала наличие ДМС (72% респондентов), выплату материальной помощи (60%) и повышение квалификации за счет работодателя (56%).

Вместе с тем, как показало исследование, самый эффективный способ борьбы с текучкой — высокая зарплата. Так называемый социальный пакет мало влияет на текучку, замечает Шамиль Исмаилов: "Например, ДМС для специалистов начального уровня либо часто не оформляется, либо предусматривает самую базовую программу. Сотрудника прежде всего интересует, сколько он может заработать и как быстро вырасти по карьерной лестнице".

Ноги, руки и хвосты

"Текучка — это синоним соковыжималки, поэтому наблюдается там, где нужны не компетенции и профессиональное выполнение трудовых обязанностей, а ноги, руки и голова", — говорит Александр Трифонов, совладелец юридического сервиса 48Prav.ru. Поэтому одна из причин текучки кадров — отсутствие вложений в персонал, его обучение и профессиональный рост, отмечает Наталья Паули, представитель компании "Обувь России".

"Чаще всего текучесть спровоцирована далеко не уровнем заработной платы, а отсутствием возможностей для развития", — соглашается с ним Ольга Высотская, директор по работе с клиентами OPEN Group. Руководитель практики "Высокие технологии и телеком" рекрутинговой компании "Марксман" Ольга Кочергина считает, что наиболее существенно влияют на текучку два фактора: переезд компании в новый офис (особенно расположенный на окраине или за пределами города) и смена собственников или менеджмента компании.

Юлия Куделькина добавляет, что к текучке кадров приводит частая смена системы мотивации и плановых показателей, от которых зависит доход, — если она происходит чаще чем раз в полгода.

"Для того чтобы процент текучести оставался в пределах нормы, важно, чтобы менеджеры брали на себя ответственность за этот показатель, — напоминает Галина Подовжняя. — И понимали свою лидирующую роль, не оставляя этот вопрос в задачах только HR–специалистов".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама