Михаил Мамута Все статьи автора
28 ноября 2016, 10:26 205

Надзирать на финансовых рынках надо за будущим, а не за прошлым

Банк России развивает модель поведенческого надзора на финансовых рынках, которая станет дополнением к ныне действующей. Это надзор за соблюдением правил поведения компаний в отношении клиентов. За 9 месяцев 2016 года мы получили 73 тыс. жалоб и обращений в отношении финансовых организаций (не считая банков), что уже больше, чем за весь 2015 год. В годовом исчислении прирост числа жалоб в различных секторах финансового рынка составляет минимум 50%, а по некоторым секторам — даже 100%. При этом мы понимаем, что рост числа жалоб не всегда связан с ростом проблем в отрасли, а, например, в 2016 году обусловлен мерами самого регулятора по расширению каналов приема жалоб и обращений и повышению качества ответов на них.

Центробанк завершит чистку финансового рынка до конца года

Центробанк завершит чистку финансового рынка до конца года

1045
Александр Пирожков, Валерия Лебедева

Возможно, значительного числа нарушений удалось бы не допустить, если бы у нас с участниками рынка был более активный диалог о том, какие проблемы являются наиболее типичными, каким образом мы считаем правильным эти проблемы решать и как можно предотвратить их появление в будущем.

Наши коллеги из Великобритании придумали отличный слоган, чтобы описать основную идею поведенческого надзора: "Надзираем за будущим, а не за прошлым". То есть следим за качеством работы и избегаем появления проблем. Для этого мы планируем сформировать так называемую сигнальную систему поведенческого надзора, в которой все компании будут разделены на несколько групп риска с точки зрения их взаимодействия с потребителем.

Базовый подход очень простой, хотя настоящая надзорная система, конечно, будет настроена намного более тонко: берем среднее количество жалоб на компании того или иного сегмента финансового рынка в соотношении с количеством договоров или клиентов этого сегмента. Сравнивая среднее значение жалоб, предположим, на 1 тыс. договоров, и этот же показатель у конкретной компании, мы сможем сказать, работает ли эта компания лучше рынка, то есть ее потребители жалуются меньше, чем в среднем по рынку, либо она работает хуже рынка, что может означать, что в ее бизнес–модели что–то не так с точки зрения отношений с потребителями услуги.

Вкаждом сегменте рынка может быть три или четыре группы: средняя, пониженного риска, повышенного и высокого риска. К тем компаниям, у которых число жалоб окажется ниже среднерыночного показателя, у нас не будет лишних вопросов. А вот с теми, которые попадут в группу высокого риска, мы будем достаточно интенсивно работать: встречаться, выяснять проблемы, пытаться их вместе решить. Если наша работа окажется результативной и количество компаний в группе высокого риска начнет снижаться, это автоматически будет приводить к снижению брака по рынку в целом.

Сначала мы совместно с саморегулируемыми организациями отработаем возможность внедрения этой модели на рынке микрофинансирования. Затем, после оценки результатов пилотного запуска поведенческого надзора, модель будет доработана и предложена к использованию в других сегментах финансового рынка.

Автор - руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама