Сильный задавит слабого

  

В 2016 году петербургский авторынок продолжает откатываться назад. За 9 месяцев 2016 года в городе было продано 86 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 6% ниже показателя за аналогичный период прошлого года, подсчитали в агентстве «Auto–Dealer–СПб». Доля Петербурга в общероссийских продажах новых машин составила 8,4% (против 7,8% в 2015 году). В 2015 году в Петербурге было реализовано 124 тыс. автомобилей, что на 35% меньше результата 2014 года.
«В этом году падение рынка новых автомобилей в Петербурге составит порядка 5%. При нынешней динамике будет продано около 120 тыс. автомобилей. Предпосылок для роста в этом году не предвидится. В следующем году все зависит от стоимости нефти и, соответственно, курса руб­ля по отношению к основным валютам. Драйверами рынка будут выступать те марки, которые локализуют новые модели в России», — считает Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto–Dealer–СПб».

Исход дилеров и марок

Спад продаж и закредитованность обернулись чередой банкротств финансово неустойчивых автодилеров. В 2014 году в Петербурге первым начал банкротить свои компании холдинг «РРТ». В 2015 году к этому пришли ГК «Лаура», ГК «БалтАвтоТрейд», дилер Mitsubishi «Радуга–авто», дилер Skoda «Авто Гамма».
«Уход с рынка некоторых компаний в СПб практически не отразился на всех остальных. Это были не крупные игроки. И мы этого не почувствовали», — утверждает Александр Иванов, председатель совета директоров группы автодилеров Wagner. По его мнению, сегодня рынок является довольно стабильным в плане появления новых игроков и ухода старых, и для этого нет предпосылок в ближайшем будущем.
Негативное влияние на состояние рынка и его динамику оказал уход некоторых брендов и сокращение модельного ряда у отдельных марок. «Так, рынок покинули Opel и почти вся линейка Chevrolet, практически год не велись продажи SsangYong, во второй половине года ушел с рынка Daewoo, а заменивший его Ravon пока не вышел на объемы своего предшественника, сократив к тому же число дилеров. Уменьшилось до минимума количество моделей у Honda и Mitsubishi», — перечисляет Михаил Чаплыгин.

Распределение долей

Некоторые игроки смогли извлечь выгоду из кризиса и укрепили свои рыночные позиции. «Сильные дилеры увеличивают долю рынка и даже наращивают продажи, невзирая на рыночную конъюнктуру. В Петербурге эта тенденция обозначилась особенно рельефно», — говорит Татьяна Луковецкая, генеральный директор компании «Рольф».
Самые заметные успехи в этом демонстрирует как раз «Рольф» — лидер среди автохолдингов в городе по объему продаж. По данным «Auto–Dealer–СПб», в первом полугодии 2016 года компания показала рост продаж на 24,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и увеличила свою долю на рынке на 3,6 п. п. — до 16,1%.
На втором месте с долей рынка 4,8% закрепилась Объединенная автомобильная корпорация Андрея Ивойлова — владельца автосалонов Lada, Nissan, Subaru и FAW. На третье место опустилась ГК «Авопродикс» (4,6%), чьи продажи упали на 17,1%.
Наиболее существенного роста продаж в этом году добилась ГК «Автополе». За первые 6 месяцев 2016 года дилер увеличил реализацию на 55%. Во многом это стало возможным благодаря открытию компанией салона Hyundai во второй половине 2015 года.
По словам Татьяны Луковецкой, консолидация рынка за счет ухода слабых компаний или их слияния с более сильными — основной тренд авторынка России и рынка Петербурга в частности. «У нас нет оснований прогнозировать стремительное восстановление рынка, поэтому названная тенденция найдет свое продолжение и в будущем году», — ожидает Татьяна Луковецкая.
Интересные бренды
Сегодня дилеры инвестируют в премиальные марки, продажи которых в кризис упали не сильно. Так, в начале 2016 года московский холдинг «Автодом» купил у Евгения Войтенкова автоцентры Mercedes–Benz и Porsche на Пулковском шоссе. В 2015 году он же продал центр Mercedes–Benz ГК «Олимп» на Исполкомской ул. столичной Major Auto.
В августе 2016 года салон Mercedes–Benz на Таллинском шоссе открыла ГК Wagner. «Дилерский центр построен на нашем земельном участке, где расположены еще два автоцентра других марок. Само здание дилерского центра обошлось в 150 млн рублей, а вот предыдущие инвестиции в покупку земли, коммуникации, инфраструктуру, другое здание — еще порядка 800 млн. Так что сложно сказать, какова на сегодняшний момент сумма инвестиций отдельно именно в этот проект», — говорит Александр Иванов.
Использовать вторую франшизу Audi ГК Wagner не спешит. «Сегодня нет необходимости в ее реализации. Мы находимся в согласии с импортером по этому поводу, и они придерживаются того же мнения. Возможно, завтра что–то изменится, но сейчас только так. Весь автобизнес сегодня очень рискованный. Покупать и строить что–то новое пока не планируем», — комментирует Александр Иванов.
За счет ухода конкурента франшизу Porsche весной текущего года получил холдинг «Автопродикс». Он продает автомобили люксовой марки в бывшем центре компании «Спорт–Мобиль» на Школьной ул., которую импортер лишил дилерства. В конце 2015 года на Стартовой ул. открылся шоу–рум Lamborghini. ГК «Евросиб» достраивает салон BMW на наб. Обводного канала.
Возможности расширения своего портфеля рассматривает «Рольф». «В фокусе интереса компании есть бренды и массового, и премиум–сегмента, однако сейчас премиум–марки более привлекательны», — говорит Татьяна Луковецкая.
Также дилерам интересны бюджетные корейские бренды Hyundai и KIA и отечественные Lada и UAZ. Российская Lada, кстати, стала одним из брендов, которые заполнили нишу покинувшего российский рынок GM. «Дилеры смотрят в первую очередь на локализованные марки, так как они имеют больше предпосылок для успешного развития на российском рынке», — поясняет Михаил Чаплыгин.
К слову, Hyundai и Lada занимают первое и второе места по популярности. Их продажи за 9 месяцев 2016 года в СПб выросли на 24% и 23% соответственно (до 9,7 тыс. и 8,5 тыс. шт.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Без лишних иллюзий
Импортеры прогнозируют рост авторынка на 5–10% в 2017 году. Основным препятствием для его восстановления остается снижение покупательной способности населения. «В то же время большой средний возраст автопарка формирует отложенный спрос. Меры стимулирования спроса при условии, что они будут сохранены в будущем, поддерживают рынок и помогают трансформировать отложенный спрос в покупку автомобилей. Однако эти меры не могут полностью перечеркнуть негативные тенденции, а лишь удерживают рынок от более сильного снижения», — убеждена Татьяна Луковецкая.
«Не думаю, что ситуация с продажами в этом и следующем году сильно изменится. Рост у нас запланирован за счет продаж «Мерседес–Бенц», а по всем остальным маркам мы хотели бы взять планы чуть меньше, чем в этом году. Нам очень важна положительная рентабельность продаж новых автомобилей — это главная задача», — говорит Александр Иванов. По его словам, маржинальность продаж автомобилей весьма низкая. «До конца этого года мы будем иметь жесткую конкуренцию среди марок и радоваться продаже каждого нового автомобиля», — добавляет он.
Основная тенденция развития авторынка на сегодня — это освоение сегмента автомобилей с пробегом официальными дилерами, считают в ГК «Рольф». Так, за 9 месяцев 2016 года компания нарастила продажи автомобилей с пробегом в Петербурге на 53%, реализовав около 7,7 тыс. автомобилей. «Многие покупатели принципиально ищут машину с пробегом только у официального дилера, выбирая автомобили с прозрачной историей эксплуатации и гарантией юридической чистоты», — отмечает Татьяна Луковецкая.