Игра по новым правилам

 

Рынок лизинга восстанавливается после 20%–ного сокращения в 2015 году. По данным агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в России в первом полугодии 2016 года увеличился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 275 млрд рублей. Доля Петербурга выросла на 4,2 п.п., до 10,6%.
«На фоне медленного восстановления рынка объем нового бизнеса в 2016 году увеличится в пределах 5% по отношению к 2015 году, но говорить о стабильном росте по отношению к 2014 году пока рано. Основными драйверами рынка по итогам года станут сегменты автотранспорта, промышленного оборудования и сельскохозяйственной техники», — прогнозирует Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании «Балтийский лизинг».
Небольшой рост объемов нового бизнеса на 5–10% по итогам 2016 года ожидают в ГК «Интерлизинг», в том числе благодаря эффекту низкой базы прошлого года. Рост регионального рынка на 6–8% прогнозируют в ГК «ЗЕСТ». Благоприятное влияние на рынок оказало снижение ключевой ставки ЦБ, что привело к уменьшению стоимости лизинга.

Стимулирование спроса

Автолизинг стал точкой роста для рынка, увеличившись в денежном выражении на 31% за первые 6 месяцев 2016 года к аналогичному периоду 2015 года, и достиг 40% в общем объеме нового бизнеса.
По словам директора департамента маркетинга и развития компании CARCADE Юлии Тарасовой, этому способствовали частичная реализация отложенного спроса и эффект госпрограммы льготного лизинга, которая обеспечивала 10%–ную скидку на произведенный в России коммерческий транспорт. «Автолизинг стал одним из главных драйверов всего рынка лизинга и демонстрирует неплохую динамику, особенно на фоне продолжающегося спада в сфере автопродаж в России», — добавляет она. Эффективная госпрограмма субсидирования автолизинга вряд ли будет продлена в 2017 году. «Клиенты все равно смогут получить лизинговое финансирование на комфортных условиях, воспользовавшись российскими региональными программами субсидирования, программой Республики Беларусь и работая со специализирующимися на автолизинге компаниями (за счет совместных программ с автопроизводителями)», — говорит Александр Михайлов, генеральный директор автолизинговой компании «Европлан».
Растет сегмент лизинга промышленного оборудования. Для стимулирования спроса на отечественное производственное оборудование Фонд развития промышленности запустил программу «Лизинговые проекты», в рамках которой промышленным предприятиям предоставляются льготные займы по ставке 5% годовых на уплату до 50% аванса за оборудование, взятое в лизинг. «Поскольку в текущем году валютный курс несколько стабилизировался, предприятия стали обновлять производственные фонды и расширять бизнес», — отмечает Дмитрий Корчагов.
Среди крупных сегментов в первом полугодии 2016 года прирост показала строительная и дорожно–строительная техника, увеличившая долю с 5,8 до 7,9%, свидетельствуют данные «Эксперт РА».
Отрицательную динамику демонстрирует авиационная техника, доля которой в структуре нового бизнеса снизилась с 22,6 до 18,1% при сжатии на 9,7% в абсолютном объеме. Продолжает сокращаться сегмент ж.–д. техники: его доля снизилась с 19,2 до 13,3%, а в деньгах объем упал на 22%. «Авиасегмент пока не восстановился и до сих пор находится под влиянием банкротства крупнейшего российского перевозчика («Трансаэро». — Ред.). А ж.–д. сегмент сегодня нестабилен из–за коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав», — объясняет Дмитрий Корчагов.

Расклад сил

Лизинговые компании с госучастием контролируют половину рынка в России. Из них «ВТБ Лизинг», ГТЛК и «Сбербанк Лизинг» занимают первые три места по объему нового бизнеса с совокупной долей 34%.
По словам регионального директора по СЗФО компании «Интерлизинг» Сергея Жаркова, в первом полугодии компании с государственным участием увеличили долю до 60% в объеме нового бизнеса на рынке лизинга Петербурга.
«В целом тенденция текущего года заключается в укрупнении участников и уходе с рынка небольших компаний. Могу объяснить данную тенденцию прежде всего возможностью доступа к финансированию лизинговых сделок. Поиск источников фондирования лизинговых компании сейчас одна из основных проблем рынка. Увереннее себя чувствуют компании, входящие в финансовые группы с банками», — говорит Сергей Жарков.
Ключевые игроки рынка из топ–10 остались в прежнем составе. «Позиционные изменения видны лишь в отдельных секторах. В 2016 году крупные лизингодатели с государственным участием и универсальные лизинговые компании чувствуют себя уверенно и постепенно наращивают объемы сделок на фоне некоторого оживления покупательной активности российских предприятий», — отмечает Дмитрий Корчагов.
«Петербург можно назвать колыбелью судостроения, поэтому я считаю, что перспективным направлением лизингового бизнеса является промышленное оборудование. Работа с этим сегментом требует опыта и определенных профессиональных навыков, далеко не все участники к этому готовы. Еще одним интересным направлением является лизинг медицинского оборудования», — полагает Сергей Жарков.
Независимые лизинговые компании в СПб традиционно сильны в розничных сегментах автотранспорта, строительной и складской техники, металлообрабатывающего и пищевого оборудования.

Новые правила

Лизингодатели пребывают в ожидании запуска большой программы реформирования отрасли. Среди заявленных ЦБ и Минфином инициатив: внедрение элементов системы отраслевого регулирования, создание универсальных стандартов оценки лизинговых компаний, переход лизингодателей на МСФО и другие.
«Вопрос о госрегулировании отрасли, очевидно, вызван проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях, например в авиационной. Здесь особенно важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала, в частности в сегменте лизингового финансирования транспорта для малого и среднего бизнеса», — считает Александр Михайлов.
«Мы заинтересованы в том, чтобы реформы дали лизингу новые возможности для развития, а рынок стал бы более прозрачным и понятным для банков и инвесторов», — утверждает Юлия Тарасова.
По мнению Сергея Жаркова, эти изменения могут быть самыми существенными, которые происходили с рынком с момента утверждения федерального закона о лизинге в 1998 году.
Значительно усложнили работу лизингодателям внесенные в июле 2016 года поправки в федеральный закон №275 «О гособоронзаказе», согласно которым со спецсчетов, открываемых специально под госконтракты, невозможен возврат сумм займов, кредитов и процентов по ним, если финансирование под сделку получено в ином банке.
«Строгое ограничение по источнику фондирования невыгодно обеим сторонам. Для банка, входящего в перечень организаций, осуществляющих финансирование гособоронзаказа, не всегда интересно предоставлять кредит неизвестной ему, непроверенной компании, к тому же банк может иметь собственную лизинговую фирму, являющуюся прямым конкурентом кредитуемой организации.
Для лизинговой же компании эта ситуация также неудобна отсутствием конкуренции в привлечении денежных средств, соответственно, ставка и условия по привлекаемым кредитам могут быть далеко не самыми лучшими», — рассказывает Олег Ануфриев, генеральный директор группы лизинговых компаний «ЗЕСТ».