18:0218 ноября 201618:02
342просмотров
18:0218 ноября 2016
Фестиваль "Дягилев. P. S." — удивительно эффектное все же предприятие. Затеянный в год столетия "Русских сезонов" как зеркало знаменитой дягилевской антрепризы, петербургский фестиваль поставил себе амбициозную до нахальности цель: воссоздать дух "Русских сезонов" с их триумфами и скандалами, провидческой ставкой на модерн и вкусом к светской респектабельной пышности, унаследованным от российских Императорских театров. Программная политика с самого начала стоит на трех китах, имя первому — всеядность (чтобы, как у Дягилева, в фестивальную орбиту включались не только сценические, но и изобразительные искусства), второй кит — просвещенный академист (если в программе современный танец — то с музейным провенансом, если же, наоборот, классическая концертная программа — то с эффектной, модерновой подачей и интерпретацией). Третий кит — космополит: одним глазом всегда косит на Запад, вторым поглядывая на Восток.
Взглянуть хоть на нынешнюю балетную программу, не говоря о богатом перечне выставок, столь естественном для хозяина фестиваля — Музея театрального и музыкального искусства. Открывается парад–ballet 20 и 21 ноября двумя вечерами наших старых добрых знакомых, труппы "Балет Мориса Бежара в Лозанне". Дорогие гости привозят в БДТ компактную музейную экспозицию на тему "Классика и современность". В ней есть бежаровский балет на индийскую народную музыку "Бхакти III", впервые представленный еще в 1968 году на Авиньонском фестивале (ах, каким модерном были тогда ситар и табла в Европе, сотрясаемой бунтами "детей любви" и усмиряемой отрядами индуистских и буддистских проповедников). Есть и "Чудесный мандарин" 1992 года на музыку Бартока, и поздний "Этюд для дамы с камелиями" 2001 года, и отчет о постбежаровском времени — опус Жиля Романа Anima blues (2013) для танцоров и ударной установки в руках давнего соратника Бежара Тьерри Хохштеттера.
Далее по плану — польский Белый театр танца (22 ноября, Александринский театр). Труппа в России впервые, статус в танцевальной "табели о рангах" уже позволяет. Об уровне основательницы труппы Изадоры Вайс говорят и 30 успешных оперных и балетных постановок по всей Европе, и творческая родословная.
После первых самостоятельных хореографических успехов в Польше она стажировалась в знаменитой кузнице кадров, Нидерландском театре танца. Поучившись у мэтров — Иржи Килиана, Ханса ван Манена, Охада Нахарина, Пола Лайтфута и Сол Леон, — но не будучи постоянной танцовщицей труппы, Изадора Вайс, по личному признанию, избежала фатального влияния чьего–либо индивидуального стиля и изобретает свой собственный. Насколько ее балеты "Федра", "Девушка и смерть" и свежайшая постановка "Тристан и Изольда" на музыку Кшиштофа Пендерецкого оригинальны — еще вопрос, но в том, что они переполнены сценическим драматизмом, сомнений никаких.
В этом году "Дягилев. P. S." сталкивает сразу две версии балета Прокофьева "Ромео и Джульетта". 23 ноября в Большом зале филармонии пермский оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса представит концертное исполнение партитуры — хайлайт без комментариев. А 26 ноября в Александринский театр приедет полноценный спектакль из Екатеринбурга. Бывший премьер Мариинки, а также Национального балета Нидерландов и Ковент–Гардена Вячеслав Самодуров руководит тамошней балетной труппой с 2011 года, прокофьевская премьера — его первая полноформатная постановка. Репетиция в театре "Глобус", а такова "легенда" екатеринбургского спектакля, позволяет смешивать принты и свитшоты с псевдоренессансными яркими нарядами, уходя при этом от малейших намеков на современные конфликты, коим несть числа. Ни тебе христиан с мусульманами, ни красных с белыми — кланы Монтекки и Капулетти по одежке вообще не отличить. В пестрой толпе выделяются только Ромео и Джульетта в светлом неглиже.