США и Россия рвут отношения и переходят к ультиматумам

Автор фото: "Коммерсантъ"

"У нас кончилось терпение общаться с Путиным" — "Американцы заключили сделку с дьяволом". В российско-американских отношениях наступил момент, когда собеседникам уже просто ненавистен голос друг друга.

Каждый раз, когда отношения между Россией и США выглядят так плохо, что дальше некуда, оказывается, что можно придумать еще что-нибудь. Вот сейчас, например, Владимир Путин отказался от соглашения по переработке оружейного плутония и внес в Госдуму проект федерального закона на эту тему, где говорится, что возобновить соглашение Москва готова, только если США откажутся от недружественной политики в отношении России и компенсируют весь ущерб как от санкций, так и от контрсанкций. То есть продуктового эмбарго в первую очередь.
Наконец-то в официальном документе, более того, законе прозвучит и будет прописано понятие "недружественной политики". С этого момента США официально станут государством, угрожающим стратегической стабильности России и проводящим недружественные действия. Эти формулировки есть в законопроекте. Будет также признано наличие ущерба от санкций.
Условия описаны абстрактно. Не вполне понятно, как и кто будет подсчитывать ущерб и что делать с санкциями Евросоюза, которые в тексте, естественно, не упоминаются. Притом что сам Путин раньше называл ущерб виртуальным и не раз говорил, что от санкций российская экономика получила немало плюсов. То есть прибыль от этих плюсов, по идее, тогда надо будет тоже вернуть. Но это несущественно — понятно, что выставление заведомо невыполнимых условий нужно для того, чтобы сжечь все мосты и никогда уже к теме оружейного плутония не возвращаться.
Причины, по которым соглашение не исполнялось, обсуждаются: по одной версии, американцы не хотели окончательно избавляться от плутония, по другой, просто оказались не в состоянии построить необходимый завод. Но главное остается в том, что соглашение больше не действует, и Россия не хочет его возобновления, даже если завод в Южной Каролине все-таки когда-нибудь достроят. Это ультиматум.
В общем, мы больше не хотим иметь с ними никаких дел и, наверное, скоро еще какое-нибудь соглашение расторгнем. Но и они тоже не хотят иметь с нами дел — и Вашингтон объявил о приостановке переговоров с Москвой по Сирии.
Потому что сирийская правительственная армия, которую в Вашингтоне не отделяют от российской военной группировки, засыпала Алеппо авиабомбами, наплодив очередные сотни жертв среди гражданского населения — уже после того как было достигнуто соглашение о прекращении огня. "У Барака Обамы кончилось терпение. Соединенным Штатам и России больше не о чем говорить в деле достижения прекращения насилия в Сирии", — сказал представитель Госдепартамента США Джош Эрнест и обвинил Путина в трусости (по мнению Эрнеста, российский президент не появился на ежегодной ассамблее ООН в прошлом месяце потому, что опасался встретить упреки и осуждение), а его коллеги Джон Керби и Элизабет Трюдо заявили, что "Россия, к сожалению, не смогла выполнить свои обязательства" и "мы больше не чувствуем, что преследуем с Россией одинаковые цели".
МИД России в ответ сказал, что американцы сами срывали переговоры, будучи не в состоянии разделить оппозицию на "правильную" и "неправильную". Чем фактически поддерживают террористов и вообще, подозревает МИД, готовы "заключить сделку с дьяволом" ради свержения Башара Асада.
Хотя будущее самого Асада выглядит с каждым днем все менее принципиальным моментом. Останется он главой государства или нет, любой сирийский лидер получит страну, половина которой контролируется исламскими радикалами, треть населения сбежала в Европу, а оставшиеся делят между собой власть над руинами.
Удивительно, но дипломаты всегда тратят огромное количество времени и сил на то, чтобы составить документы таким витиеватым и неконкретным образом, чтобы их в случае надобности можно было по-разному истолковать, и удивляются, когда это в итоге происходит.
Кажется, наступил момент, когда аргументы уже неактуальны — участникам диалога просто ненавистен голос собеседника. Плутониевый ультиматум Путина в американских СМИ восприняли исключительно как подтверждение ущерба от санкций для российской экономики. Раньше у двух стран была хотя бы общая цель в виде уничтожения Исламского государства. Теперь США будут сами разрабатывать какой-то альтернативный план, вероятно — это обсуждается — усилив поставки оружия, причем более тяжелого, для оппозиции. Если Россия ответит тем же, начнется опасная игра.