Экономист Дмитрий Прокофьев объясняет, о чем говорят соцопросы и молчат россияне.
Среди прозаических миниатюр Александра Пушкина есть и описание социологического опроса, проведенного феодальным властителем "в рыцарские времена". История эта изложена кровельщиком Гаспаром Диком, который случайно попался на глаза местному графу. Мастеровой снял шляпу и "по стенке стал пробираться до дверей", но уйти от хозяйского вопроса ему не удалось. Вопрос был простой. "Сколько ты вырабатываешь в день, Гаспар Дик?" — поинтересовался граф. Кровельщик, натурально, предположил, что господин задумывается о введении нового налога, и "отвечал осторожно". "Милостивый граф, — сказал Гаспар Дик, — день на день не похож, в иной выработаешь пять и шесть копеек, а в другой и ничего!" Разочарованный таким ответом, граф тут же потерял интерес к собеседнику. Вряд ли россияне, изучавшие Пушкина в школе, читали историю кровельщика Гаспара Дика. Однако, разговаривая с социологами, они следуют его мудрому примеру.
По собственным оценкам граждан, двое из пяти не имеют достаточно денег, чтобы купить себе еду и одежду — об этом говорят данные последнего мониторинга "Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие", подготовленного НИУ ВШЭ. Почти 45% опрошенных социологами назвали свое материальное положение "плохим" или "очень плохим". Трудности при покупке продуктов испытывает почти половина респондентов, новую одежду не может позволить себе больше четверти участников опроса. Что же касается "режима экономии", то в последние 3 месяца ему следуют четверо из пяти россиян, отказывающих себе в развлечениях и ограничивающих себя в еде.
Значит ли это, что так же плохо, как материальное положение, люди оценивают общую ситуацию вокруг себя? Нет, все нормально, показывают данные опросов ВЦИОМ, посвященные оценке уровня социального оптимизма. Только половина респондентов предполагает, что острая фаза кризиса еще впереди, остальные уверены, что дела идут все лучше и лучше. Еще раз — данные опросов показывают, что люди одновременно говорят о своей растущей бедности и тут же заявляют, что жить им стало лучше и веселее.
Чему же верить? По оценке продавцов гаджетов, в первом полугодии 2016 года россияне приобрели на 2 млн смартфонов больше, чем в первом полугодии 2015 года. За тот же период на 190 млрд рублей возросла выручка крупнейших продовольственных ретейлеров. А совокупная реализация недвижимости ведущими публичными девелоперами увеличилась чуть ли не вдвое.
Выходит, что все хорошо? В Счетной палате и в Министерстве финансов с таким мнением не согласны. Председатель СП говорит, что "резерв экономии за счет населения близок к исчерпанию", а первый заместитель министра финансов предупреждает, что "если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты". С высшими чиновниками солидарен и Росстат, утверждающий, что россияне переживают сильнейшее падение доходов.
Как же все–таки думают россияне? И почему они не говорят, о чем думают?
Ответить на этот вопрос можно, если вспомнить, как и почему танцует медведь. Пляшущий под балалайку медведь — такой же узнаваемый местный символ, как матрешка и водка. О том, как именно косолапого учили выкидывать коленца народной пляски, известно меньше. Не скажу, натаскивают ли подобным образом мишку и в наши дни, но в старое время хозяин леса осваивал искусство танца следующим образом. В земле выкапывали яму, разводили в ней костер и накрывали сверху железным листом. Дальше на этот лист выводили медведя, загодя прикованного цепями к двум столбам — чтобы не сбежал. Почувствовав жар, мишка сначала поднимался на задние лапы, а потом начинал потешно перетаптываться. А медвежий дрессировщик бренчал на балалайке.
Впредь, услышав балалаечное треньканье, мишка моментально понимал это так, что сейчас ему начнут поджаривать пятки. Поэтому лучше встать на задние лапы и сделать все, что требуется, иначе будет хуже. Потому как если он не плясал достаточно бойко, наставник подбадривал артиста палкой с гвоздями.
Неужели вы думаете, что человек глупее медведя? Весь ХХ век россиян учили, как себя вести в ситуации, когда телевизор и радиоприемник кричат одно, а собственные глаза видят иное. Услышав привычный крик, гражданин моментально вспоминает, как надо отвечать на обоюдоострые вопросы. И следует опыту поколений, восходящему к "рыцарским временам".