Ретейлеры развивают собственное производство, доводя продажи таких товаров до 13% в общем обороте. Это уменьшает их стоимость и повышает лояльность покупателей.
Вслед за модой на собственные торговые марки ретейлеры обратили пристальное внимание на собственное производство. Кулинария, хлебобулочные изделия и другие приготовленные на территории магазина продукты уже занимают более 10% в выручке отдельных розничных компаний.
В кризис ретейлеры пытаются любыми способами сохранить качество и адекватную цену на товар, параллельно спасая свою маржу и снижая издержки.
Не хлебом единым
В 2015 году объем продаж продукции собственного производства у федеральной сети "Лента" достиг 31,8 млрд рублей, это 13,1% общего объема продаж. В итоге централизация производства отдельных продуктов помогла "Ленте" оптимизировать некоторые процессы и существенно сократить расходы на персонал и оборудование.
Основные категории товаров, которые розничные компании готовы производить сами, — кулинария (которая включает салаты, соления, полуфабрикаты) и хлебобулочные изделия.
В "Ленте" с прошлого года централизованное производство хлебобулочных изделий и продуктов кулинарии началось в девяти магазинах, из которых эта продукция везется дополнительно в 12 других точек.
В целом таким централизованным производством охвачено 38 магазинов по всей территории России.
В 2016 году "Лента" будет увеличивать объемы производства за счет добавления новых категорий, например корейских салатов, солений, и внедрения в магазинах технологии выпечки хлебобулочных изделий из полуфабрикатов.
В декабре 2015 года в одном из гипермаркетов "Лента" в Петербурге была запущена автоматическая линия для очистки овощей. Сейчас она обслуживает несколько расположенных поблизости магазинов, но в будущем планируется поставка очищенных овощей во все магазины "Ленты" в Северо–Западном федеральном округе. Очищенные овощи в вакуумных упаковках займут свое место на полках гипермаркета, а также будут использоваться для собственного производства.
Продавцы–поставщики
У ГК "
Дикси
" собственное производство, как и у "Ленты", занимает заметную позицию в обороте. В ее гипермаркетах "Мегамарт" и супермаркетах "Виктория" на мясные и рыбные полуфабрикаты, салаты, соленья, рыбу горячего копчения и свежеиспеченный хлеб приходится 10% выручки.
Глобальнее всего к вопросу производства подошел "Магнит". Как пообещал Сергей Галицкий, генеральный директор ретейлера, в ближайшие несколько лет "Магнит" планирует открыть собственные производства шампиньонов, замороженных полуфабрикатов и снеков, а также бытовой химии. Общие инвестиции в эти проекты могут превысить 50 млрд рублей. У компании уже есть собственные теплицы, в которых выращивается 70–80% огурцов для своих магазинов. Через 2–3 года спрос "Магнита" на огурцы будет покрыт на 100% за счет собственного производства.
Экономия и лояльность
Готовность ретейлеров вкладываться в непрофильное направление объясняется прежде всего экономией.
"В условиях продолжающегося снижения доходов населения мы делаем все возможное, чтобы обеспечить оптимальный баланс цены и качества и помочь покупателям не выходить за рамки своего бюджета", — объясняют стратегию в "Ленте".
Старший аналитик
Райффайзенбанка
Наталья Колупаева считает перспективным развитие собственного производства у ретейлеров, а показатель "Ленты" 13,1% — высоким результатом в сравнении с другими сетями.
По ее словам, если ретейлер обеспечит стабильное качество и выберет удачные категории товара, собственное производство станет отличным инструментом для повышения лояльности покупателей к сети. К тому же маржинальность собственного производства продуктов, как правило, выше, чем у торговых операций.
Сетям супермаркетов и гипермаркетов однозначно выгодно развивать собственное производство, это позволяет ретейлерам создать для покупателей дополнительную ценность по сравнению с дискаунтерами, не представляющими этот ассортимент, говорит управляющий партнер компании Retaility Илья Уваров. Собственное производство снижает себестоимость за счет экономии на масштабах и повышает качество продукции, поясняет он.