Директор по персоналу RBI Юлия Маевская о том, в каких случаях корпоративная культура как механизм решения бизнес-задач может давать сбой.
Корпоративная культура как механизм решения бизнес–задач, на мой взгляд, может давать сбой. Происходит это в двух случаях. Когда она устарела или если изначально в управлении был задан некорректный вектор.
Первый случай, как правило, связан с развитием бизнеса, например с переходом от стартапа к регулярному менеджменту. Сначала нужны яркие лидеры, генерация идей, главенство принципа "кто первый подобрал задачу, тот ее и делает" независимо от функционала. По мере развития бизнеса все больше нужны системность и делегирование полномочий, одним словом, определенные правила и рамки, которые нужно выработать, установить и соблюдать. Менеджеры могут оказаться психологически не готовы к нововведениям. Кстати, в переходный период чаще всего происходит смена команды.
Неверный вектор в управлении — это когда, например, во главу ключевого бизнес–процесса, где требуется креатив и инновационность, встает жесткий топ–менеджер с военными принципами управления. Стоит ли говорить, как подобный стиль влияет на работоспособность креативщиков.
Если корпоративная культура — неотъемлемая часть бизнеса — выстраивается осознанно, базируясь на ценностях, близких сотрудникам, ее значение сложно переоценить, особенно в период формирования новой реальности. Такой период, например, проходит сейчас на рынке недвижимости, да и в целом в экономике страны. Результат нашей компании, где есть сильная корпоративная культура, таков: в условиях рынка с высочайшим уровнем конкуренции текучесть среди ключевых менеджеров (60 человек) минимальна — один человек в 3 года.
Одна из базовых ценностей компании, в которой я работаю, — это развитие, и мы много делаем для того, чтобы сотрудники познавали новое не только в профессиональном плане, но и в части личностного развития. У нас есть ряд постоянно действующих форматов мероприятий, например "Открытая студия", в рамках которой проходят лекции и семинары на разные темы: о здоровом питании, об архитектуре, об искусстве и т. д. Это часть корпоративной культуры. Лекторами "Полезных завтраков" становятся наши сотрудники, которые проводят мастер–классы для коллег по фотографии, делают обзоры театральных постановок и т. д. Еще одна наша традиция — ежегодный конкурс "Таланты", главный приз которого — грант на обучение в размере 180 тыс. рублей. Претенденты должны представить личную программу развития, показав, какой результат в итоге получит компания. Зачем нам все это? На работе люди проводят треть жизни, и мы хотим, чтобы они не просто работали в компании, а ярко проживали здесь жизнь.