Следить за конкурентами — не единственное, чему менеджеры научились у агентов спецслужб. "ДП" рассказывает, как в специальных центрах вместо военных офицеров стали проверять белых воротничков, а навыки вербовки использовали для мотивации последних.
Когда у коммерческих структур возникла потребность узнать секреты других компаний, опыт спецслужб стал бесценным для развития промышленного шпионажа и конкурентной разведки. Но навыки шпионажа — не единственное, что бизнес позаимствовал у спецслужб и полиции.
Со временем методы работы последних стали все больше использоваться успешными компаниями. Оказалось, что опыт спецслужб и военных структур может быть полезен для ведения переговоров, а также при проверке кандидатов на профпригодность и честность или для того, чтобы убедить сотрудников не покидать компанию.
Подсмотреть за лучшими
Сейчас ассессмент-центр — один из достаточно популярных методов оценки сотрудников. В соответствии с данными службы исследований HeadHunter, только при приеме сотрудников на работу его используют 16% российских компаний.
Читайте также:
Рекрутеры оценили уровень соискателей на тройку
Суть метода заключается в том, чтобы поместить сотрудника или кандидата в условия, максимально приближенные к тем, в которых ему придется работать. В целом ассессмент-центр (или центр оценки) очень напоминает обычный бизнес-тренинг с определенными задачами и кейсами. Разница заключается лишь в том, что все это время специалисты наблюдают за поведением сотрудника. Так можно узнать, как сотрудник будет действовать в той или иной рабочей ситуации, сможет ли справиться с определенной задачей и даже найдет ли общий язык с коллективом.
Но изначально такая проверка предназначалась отнюдь не для офисных сотрудников. В 1930-х годах так готовили офицеров немецкой и английской армии, чуть позже метод взяли на вооружение и спецслужбы США. А в середине ХХ века способом начали пользоваться и промышленные предприятия. После того как компания A&T построила отдельное здание, в котором проводила оценку персонала, и назвала его ассессмент-центром, это название закрепилось и за самим методом.
Правда или вымысел
Потребность в добросовестных сотрудниках, конечно, была всегда, но изначально проверять на честность стали, конечно, не их. Первое устройство для распознавания лжи было изобретено еще в конце XIX века криминалистом из Италии Чезаре Ломброзо. Предназначалось оно, как и большинство современных полиграфов, для того, чтобы установить, говорит ли подозреваемый в том или ином преступлении правду. Когда детектор лжи приобрел близкий к современному вид, его начали использовать и спецслужбы, они даже учили своих сотрудников обманывать это устройство. А вот коммерческие организации, по крайней мере в России, взяли это устройство на вооружение лишь в начале XXI века. Сейчас, по данным службы исследований HeadHunter, лишь 4% компаний используют детектор лжи при отборе кандидатов на ту или иную позицию, также иногда устройство применяют для того, чтобы проверить надежность кандидата при повышении или переводе на другую должность. Чаще всего таким проверкам подвергаются топ-менеджеры и сотрудники отделов продаж, а также тех сфер, где высок риск хищений. Кроме того, проверить на детекторе лжи могут и сотрудника колл-центра или секретаря.
Завербовать специалиста
Но даже когда опытный и добросовестный сотрудник найден, а его надежность проверена, остается потребность не упустить ценного кадра. Ведь потерять интерес к работе тот может как до, так и после устройства. И в этом случае на помощь опытным менеджерам и сотрудникам кадровых отделов на помощь приходят навыки вербовки. Именно они, уверяют специалисты, могут помочь замотивировать сотрудника так, чтобы он не покинул компанию.
"Приемы вербовки, используемые спецслужбами, вполне применимы и в рекрутменте. Формируя мотивацию кандидата на вакансию, компанию и задачи, мы, как и вербовщики в спецслужбах, опираемся на его ценности и приоритеты. Основой мотивации (как и вербовки) могут быть материальные цели, амбиции, обиды, отсутствие интереса и неоцененность на текущем месте работы", — рассказывает Анна Палехова, руководитель отдела рекрутинга кадрового агентства iChar.
Переговоры в экстремальных условиях
Еще один навык, который может пригодиться опытному менеджеру для успешного общения с партнерами, — ведение переговоров не в самых простых условиях. В эту сферу перекочевали умения сотрудников подразделений быстрого реагирования, имеющих опыт в ведении переговоров в случаях с захватом заложников.
Служащие, имеющие подобный опыт, например, рассказывают о важности дыхания в процессе сложных переговоров (вне зависимости от того, с кем они ведутся). Для тренировки они рекомендуют использовать зажженную свечу, которую необходимо поместить на расстоянии 10 см от лица, после чего начать аккуратно вдыхать и выдыхать воздух так, чтобы пламя не погасло. А для того чтобы научиться уверенно выдвигать требования, советуют сначала тренироваться делать это с ручкой во рту. После такого эксперимента уже без ручки голос будет звучать естественнее и не выдаст волнения.