Как последние достижения в борьбе со старостью сочетаются с фантазиями кинематографистов

Автор фото: Вадим Акулин

В феврале СМИ заполонили заголовки типа "Путин наградил ученого, который обещает продлить жизнь до 200 лет". Стареющих правителей во все времена интересовали исследования по продлению жизни. Так же как и работников фабрики грез. Корреспондент "ДП" изучал, как последние достижения в борьбе со старостью сочетаются с фантазиями кинематографистов.

Ученые все чаще говорят, что 122 года (максимальный документально зафиксированный век для человека) — не предел, он может жить дольше, гораздо дольше. Специалисты Google Ventures обещают жизнь длиной 500 лет. Футуристы–трансгуманисты вообще настаивают, что к 2045 году человек выйдет за пределы своих биологических рамок и сможет жить вечно. Бизнес активно подбирается к фантазиям и тех, и других и потихоньку их капитализирует.

Таблетка от старости

— Сколько вам лет, сударыня?
— О, профессор, если бы вы знали, профессор, клянусь, какая у меня драма. Честное слово, ну 45.
— Сударыня, меня ждут. Не задерживайте, пожалуйста, вы ж не одна…
— Я вам как одному, как светиле науке… Это просто ужасно, 51.
— Снимайте штаны…
"Собачье сердце" на самом деле основано на научных экспериментах тех лет. Во второй половине XIX века ученые искали секрет вечной молодости в трансплантации тканей молодых животных пожилым людям. Если француз английского происхождения Шарль Эдуард Броуди–Секар пытался освежить свой организм инъекциями из настоя тканей, взятых из яичек молодых собак и морских свинок, то другой француз, русского происхождения, Самуил Воронов пересаживал французским миллионерам срезы яичек шимпанзе и бабуинов. "Омоложение прививанием" сделало доктора Воронова одним из богатейших медиков мира, о его экспериментах знали в советской России, в том числе и Михаил Булгаков. "Метод прививания", который использовал профессор Преображенский в фильме вслед за своими прототипами, так и остался мифом XX века.
В XXI веке вопрос продления жизни решаться "будет на стыке молекулярной биологии (генетики), информатики и классической биологии", — считает Роман Иванов, вице–президент по разработкам и исследованиям корпорации BIOCAD. Основатель и президент Фонда поддержки научных исследований "За продление жизни" Михаил Батин отмечает, что если "еще пару лет назад с десяток приличных ученых заявляли, что они близки к первому доказанному лекарству от старости, то сейчас такие заявления делают уже с десяток коммерческих компаний. Речь, естественно, не идет о миллионах лет процветания конкретного человека, но о паре–тройке десятков лет плюс — вполне".
Согласно экспертной оценке Михаила Батина, прорыв в области продления жизни возможен в результате необъявленного соревнования между Андреем Гудковым из Онкологического института им. Рузвела Парка и Джудит Кампизи из Института исследования старения им. Леонарда и Берила Баков. Андрей Гудков ищет химические соединения (ингибиторы), цель которых — уничтожение дряхлых клеток. Связь этих клеток со старением не так давно доказала как раз Джудит. Оба ученых — онкологи, этим объясняется их подход к борьбе со старением: они борются со старением примерно как с раком — через уничтожение плохих клеток.
Практически подошел к клиническим исследованиям средства, способного замедлить старение, и Нир Барзилай, директор Института изучения старения Колледжа медицины Альберта Эйнштейна. Его геропротектор (лекарство, замедляющее старость) снижает вероятность появления в организме заболеваний, связанных с пожилым возрастом. Прошлым летом команда подала заявку в Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США на одобрение для клинических исследований препарата на людях и уже получила одобрение. "В этом направлении большинство ученых привязываются к заболеваниям, зависимым от возраста, типа остеопороза, так им легче пройти испытания", — комментирует успехи исследователей Михаил Батин.
В качестве еще одного фронта против старения старший научный сотрудник отдела биохимии НИИ экспериментальной медицины РАМН Алексей Голубев называет профилактику заболеваний, вероятность появления которых повышается с возрастом. Всего существует семь наиболее распространенных направлений борьбы с возрастом и смертью, в которые готовы вкладываться фармацевтические компании:
— перепрограммирование здоровых человеческих иммунных клеток с помощью секретирования специальных антител;
— замена поврежденных нейронов. Раньше ученые считали, что нейроны мозга, пострадавшие от травм или болезни, безвозвратно умирают, однако оказалось, что их можно заменить на новые, полученные из стволовых клеток;
— переливание крови молодого человека пожилому может излечить такие возрастозависимые заболевания, как болезнь Альцгеймера и сердечно–сосудистые заболевания. Испытания проводятся на мышах;
— спрей для кожи, который изготавливается из фермента здоровой кожи, с помощью полученной смеси исцеляются ожоги. Применяется при лечении раненых солдат;
— с помощью биопечати на 3D–принтерах из клеток больных тканей, которые используются как чернила, воссоздаются почки, печень. Свежие органы хранятся в биореакторах, пока не повзрослеют;
— замена сломанных или деформированных костей, изготовленных из собственных стволовых клеток пациента. Технология испытывается на свиньях;
— антивозрастные таблетки.
Ну и классика — эксперименты с крионикой. Правда, открытая еще в 1970 году самая известная в этой области компания Alcor, специализирующаяся на криогенной заморозке клиентов — чтобы их молодостью могли заняться доктора будущего, — до сих пор никого не разморозила.

Вкалывают роботы

В конце фильма "Двухсотлетний человек" герой Робина Уильямса умирает по собственному желанию. Киборг Эндрю мог бы жить еще 200 лет, но не желает оставаться без возлюбленной и принимает решение заменить плазму человеческой кровью, тем самым запустив в своем организме механизм старения. При этом влюбленный робот по сюжету является изобретателем технологий по пересадке и замене устаревших и вышедших из строя человеческих органов на механические, то есть продлевает людям жизнь.
В том же видит перспективы к бессмертию и бизнесмен Дмитрий Ицков, который призывает идти по пути создания искусственного тела, не уступающего оригиналу, а может быть, и превосходящего его. И готов финансировать разработку способов переноса нашего мозга, сознания в это искусственное тело. За создание своего роботизированного двойника Дмитрий уже заплатил компании Hanson Robotics $3 млн.
Борьба со старением вообще экономически выгодна. Только в США расходы государства на страдающих от болезни Альцгеймера составляют порядка $100 млрд в год, к концу XXI века их рост прогнозируется до $1 трлн. Фонд SENS собирается финансировать исследования по всем направлениям борьбы с дряхлением и даже учредил награду "Приз Мафусаила" ($4,2 млн), которая будет вручена исследователю, который сможет продлить жизни мышей в 10 и более раз.
Из 130 миллиардеров во всем мире, инвестирующих в вечную молодость, наиболее активны технологические предприниматели. В сентябре 2012 года венчурный фонд компании Google объявил, что планирует в течение ближайших 5 лет инвестировать $1 млрд в перспективные стартапы. Одно из направлений — радикальное продление продолжительности жизни. Основатель Oracle Ларри Элисон инвестировал в исследования антистарения $430 млн, Марк Цукерберг направляет на исследования $3 млн ежегодно, не менее активны Билл Гейтc и Питер Тиль из PayPal и многие другие. Интересна тема и российским миллионерам: кроме Дмитрия Ицкова финансируют разработки в области бессмертия Александр Чиркунов, Олег Дерипаска, Тимур Артемьев и многие другие.
А что касается оперативного омоложения, то им и, соответственно, проблемами красоты занимаются эстетическая медицина и косметическая индустрия. И не без пользы для себя. По данным Vademecum, эстетическая медицина — одна из немногих отраслей, которая практически безболезненно переживает экономический кризис в стране. Емкость российского рынка Step–by–step оценила в $142 млн, а наиболее быстрорастущий сегмент — anti–age–процедуры. В мировом масштабе эти расходы оцениваются в $465 млрд, причем, по оценкам Merz, подготовившего это исследование, лидировать по потреблению услуг эстетической медицины уже в 2019 году будет Азия.

Трансгуманисты

Путь к вечной молодости героя Джонни Деппа в фильме "Превосходство" был проложен через смерть главного героя. Пуля, которой в него выстрелили, оказалась радиоактивной, медицина — бессильной, а любовь — всесильной. Жена и друг главного героя на основе его же разработок перекачали сознание умирающего в компьютер. После того как тело остыло, а разум (то ли профессора, то ли суперкомпьютера) освоился в Сети, искусственный разум начал регенерировать ткани, органы людей, насаждая в процессе каждому свое сознание. Между тем о выходе за пределы биологических рамок ради приобретения бессмертия вот уже полвека говорят трансгуманисты.
Немецкий философ Биргит Менцель определяет трасгуманизм как "радикальное крыло" новой цифровой эпохи (new digital age). Вечная жизнь — главная цель трансгуманистов, настолько твердо уверовавших в достижимость этого идеала, что заключают друг с другом пари на то, кто раньше умрет, чтобы доказать свою приверженность идеям долголетия. Речь идет об известном споре на $1 млн между главой компании Insilico Medicine Алексом Жаворонковым и партнером венчурного фонда Deep Knowledge Ventures Дмитрием Каминским.
К желанной цели трансгуманисты планируют прийти через торжество разума и благодаря экспоненциальному росту технологий, предсказанному Муром в одноименном законе. Основные идеи трансгуманизма заложил Рэй Курцвэл, инженер, изобретатель и писатель–фантаст. В обозримом будущем он предсказывает три революции, призванные преобразовать биологию в области генетики, нанотехнологий и робототехники.
10 фильмов о вечной жизни
Источник: Татьяна Чернова

Страхи вечной молодости

В отношении поисков эликсира молодости люди опасаются социального неравенства. Эти страхи в гипертрофированном виде можно увидеть в фильмах "Время" и "Эллизиум", где время превратилось в деньги. Причем буквально. Чашка кофе стоит пару минут, номер в крутом отеле — несколько месяцев, а хороший автомобиль — десятки лет.
Возможно, пишут в книгах биологи, так оно и будет поначалу, но постепенно биотехнологии против старения станут доступными среднему классу в самом широком смысле. И проводят аналогию с информационными технологиями, которые быстро прошли путь от предмета роскоши до необходимого средства связи. Поскольку любое государство, желающее оставаться конкурентоспособным, заинтересовано в трудоспособном и деятельном населении, оно будет лоббировать его интересы и в этой сфере.
В возможном удвоении жизни видит сплошной позитив и философ из НИУ ВШЭ Григорий Тульчинский: "Раньше люди жили до 25, потом до 40, потом до 89. Человек может успеть сделать больше в своей жизни. Но дело не только в длительности жизни, а в ее качестве и содержательности. В качестве побочного эффекта от увеличения человеческого века многие указывают на старение населения, увеличение нагрузки на пенсионную систему и перенаселение. Ученые Вашингтонского университета утверждают, что рост населения планеты не стабилизируется после 2050 года, а продолжится весь XXI век. К 2100 году население Земли должно составить 11 млрд человек, то есть на 2 млрд больше, чем ожидалось ранее. Прирост ждут прежде всего в Африке: население черного континента увеличится вчетверо, до 4 млрд. А все из–за того, что, вопреки прогнозам демографов, рождаемость на континенте не падает. Африканские семьи остаются многодетными (в среднем 4,6 ребенка) во многом из–за дефицита противозачаточных средств. К тому же смертность от ВИЧ в Африке сократилась.
"Наверное, придется придумывать меры ограничения рождаемости, регулировать популяцию человечества, — размышляет о последствиях долголетия Роман Иванов. — Я думаю, что такие технологии поначалу будут доступны не всем, а только богатым странам". Роман Иванов предвидит, что и экономика на планете долгожителей трансформируется. С ним согласен и философ Тульчинский: "Можно ожидать новые формы образа жизни. И это закономерно. На протяжении истории занятость перетекала из сферы освоения природной ренты (сельское хозяйство, охота, рыболовство) во вторичную: переработка, индустрия, из нее — в третичную (сервисы, управление), а сейчас она движется в культурно–досуговую сферу — туризм, индустрию развлечений, благотворительность".
А что касается перенаселения, то в свое время Константин Циолковский заинтересовался проблемой космических полетов из чисто прикладной необходимости. Он глубоко проникся "философией общего дела" Николая Федорова, в частности, учением о методах воскрешения предков, и озадачился вопросом их расселения. Так и пришел к идее освоения космоса.

Счастье есть

Фильм режиссера Михаэля Ханеке "Любовь" не посвящен вечной жизни, но он показывает, что ни общество в целом, ни близкие люди не понимают, что нужно пожилому человеку.
Самая высокая продолжительность жизни сейчас в Японии, Сингапуре, Израиле, Франции, Андорре и Австралии. Что–то можно объяснить уровнем экономического развития, программами поддержки пожилого населения, развитием медицины, а что–то — средиземноморской или окинавской диетами. Самые счастливые старики живут в Латинской Америке, а самые несчастливые — в Восточной Европе.
Эти факты объективными обстоятельствами объяснить сложнее, поскольку экономическая ситуация и пенсионная система в Латинской Америке не сильно отличаются от Восточной Европы.
Климат тоже отметаем, поскольку за стариками Латинской Америки по уровню субъективного благополучия следуют пенсионеры из Северной Европы.
"Моя гипотеза заключается в том, что в Латинской Америке нет культа молодости, — говорит социолог Юлия Зеликова, автор книги "Стареющая Европа: демография, политика, социология". — Пожилые люди не сравнивают себя с молодыми, не пытаются выглядеть на много лет моложе, им никто не говорит, что старость должна быть активной и т. д. Они просто живут.
Мне кажется, что основная философская проблема старости в том, что люди не понимают, зачем человеку дана старость. Про детство все более–менее понятно, человек знает, чему он должен научиться в детстве, причем все очень нормированно, что к какому возрасту надо успеть выучиться. С молодостью и зрелостью тоже все понятно. Но старость? Что человек должен делать в старости?
Пока есть только один относительно приемлемый ответ: старость — это вторая молодость. Это время дано человеку сделать то, что он не успел в молодости: хобби, путешествия и т. д. Общаясь с пожилыми людьми, я не уверена, что это универсальный рецепт. Многие ищут уединения, покоя, они не хотят никого видеть (особенно своих ровесников), чтобы не думать о том, как все изменились, и не давать повода к обсуждению себя. В общем, однозначного ответа нет".