Почему 2016 год будет сложным для страховщиков

Директор Санкт-Петербургского филиала «СОГАЗ» Эдуард Яблоков - о том, почему 2016 год будет сложным для страховщиков.

Прошлый год для многих страховщиков оказался не таким плохим, как прогнозировали многие эксперты. Однако в этом году ситуация, скорее всего, будет иной. В условиях снижения рентабельности страховым компаниям необходимо менять свои стратегические приоритеты и бизнес–процессы. Выживут те, кто сумеет максимально мобилизовать внутренние ресурсы и повысить свою эффективность.
Хотя страховая отрасль, как и вся экономика, уже не первый год переживает спад, прошедший год для многих страховщиков оказался довольно удачным с точки зрения полученной прибыли. Годовые балансы еще предстоит свести, однако, по данным за 9 месяцев 2015 года, совокупная прибыль страховых компаний практически удвоилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Такие показатели, несмотря на падение темпов роста рынка, могли вызвать у некоторых обманчивое чувство эйфории. В нынешнем году страховщиков ждут резкий рост убыточности по ОСАГО и дальнейшее сокращение продаж по большинству основных направлений бизнеса. А значит, едва ли им следует ожидать того же уровня рентабельности, что был годом ранее.
Именно поэтому нынешний год для большинства компаний будет гораздо более сложным и во многом определяющим. Уверен, что многие покинут рынок. Перед остальными, скорее всего, встанет вопрос о необходимости изменения действующей бизнес–модели.
Одной из важных составляющих всех стратегий, которых придерживаются страховые компании, должен стать переход от борьбы за долю рынка и валовые объемы собираемой премии к обеспечению приемлемой рентабельности, снижению стоимости привлечения бизнеса в компанию, оптимизации бизнес–процессов, повышению качества андеррайтинга, КПД сотрудников. То есть всего того, что мы вкладываем в понятие эффективности бизнеса. Необходимы изменения самого устройства страховых компаний таким образом, чтобы во главе угла стояли финансовый результат и качество клиентского сервиса.
Не менее важным остается вопрос повышения финансовой устойчивости страховщиков. Здесь могу лишь согласиться с зампредом Банка России Владимиром Чистюхиным, который призвал страховщиков использовать полученную в 2015 году прибыль для укрепления своей стабильности. Проблема увеличения капитализации страховых компаний особенно актуальна в связи с планируемым с 2018 года повышением требований к минимальному размеру уставных капиталов non–life страховщиков с нынешних 120 млн до 300 млн рублей.
Это означает, что уже в ближайшее время акционерам страховых компаний придется определиться с дальнейшим будущим своих активов, в том числе тех, которые показали прибыль по итогам прошлого года. Будут ли они забирать эту прибыль в виде дивидендов или будут капитализировать свои компании за счет нераспределенной прибыли? Вполне допускаю, что в условиях ухудшения конъюнктуры и макроэкономической ситуации владельцы бизнеса могут выбрать именно первый вариант. Особенно в тех компаниях, которые не видят для себя на рынке каких–то перспектив.