Основным кредитором в деле о банкротстве "Трансаэро" стал ВЭБ с требованием на 67 млрд рублей. Однако, чтобы взять банкротство под контроль, ему придется вступить в борьбу со Сбербанком, который первым подал иск о несостоятельности авиакомпании.
На прошлой неделе
Арбитражный суд СПБ и ЛО
принял к рассмотрению заявление офшора VEBL–767–300 Ltd (ирландская "дочка" АО "ВЭБ–лизинг", входящего в госкорпорацию "Внешэкономбанк", ВЭБ) о вступлении в дело о банкротстве ОАО "Авиакомпания Трансаэро" с требованиями на общую сумму почти 67 млрд рублей. Это крупнейшее требование в деле: оно составляет более 35% всех долгов банкротящегося авиаперевозчика и более 45% всех предъявленных на сегодня финансовых претензий. Таким образом, ВЭБ, очевидно, решил бороться за возврат своих средств именно через процедуру банкротства. Однако, чтобы взять банкротство под контроль, ему придется вступить в борьбу со Сбербанком: тот первым подал иск о несостоятельности "Трансаэро" и теперь через временного управляющего Михаила Котова контролирует процедуру наблюдения.
Жесткое приземление
"Трансаэро" была крупнейшей в России частной авиакомпанией, владевшей вторым после "Аэрофлота" парком самолетов (104 судна). Оборот перевозчика в 2014 году составил 117,3 млрд рублей (чистый убыток — 19,3 млрд), за первое полугодие 2015 года — 50,4 млрд рублей (чистый убыток — 8,6 млрд). Дело о банкротстве "Трансаэро" началось в октябре 2015 года, сразу после того как Росавиация отозвала у авиакомпании сертификат эксплуатанта воздушных судов.
Главная нагрузка на балансе "Трансаэро" — долги по лизингу самолетов. Они на 1 июля 2015 года составляли 71 млрд рублей, но ввиду того, что это были валютные долги, к октябрю превратились в 82 млрд рублей, а к 31 декабря 2015 года — в 93 млрд рублей.
Крупнейшими лизингодателями компании являются "ВЭБ–лизинг" (35 самолетов, 63 млрд рублей), "ВТБ–лизинг" (21 самолет, 52 млрд рублей) и "Сбербанк–лизинг" (20 бортов, из которых 12 стоимостью $1 млрд на момент банкротства еще не были поставлены). Весь период с октября по декабрь они вели напряженные переговоры с "Аэрофлотом" о судьбе лизингового парка банкрота. В результате крупнейший авиаперевозчик страны приобрел 14 самолетов "Трансаэро" у Сбербанка (13 новых и один старый), 11 — у ВТБ и девять — у ВЭБа.
За что бороться
Таким образом, в парке "Трансаэро" осталось 84 самолета, 39 из которых в лизинге. Кроме "большой тройки" лизингодателей банкрот арендовал еще пять самолетов "ТУ–214" (два грузовых и три пассажирских) у "Ильюшин–финанс компани" (ИФК). По словам исполнительного директора ИА "Авиапорт" Олега Пантелеева, четвертый лизингодатель также активно пытается пристроить свою технику: "В последний раз на выставке в Дубае он провел несколько серьезных переговоров с потенциальными лизингополучателями. На грузовики претендовало несколько транспортных компаний, на пассажирские основным претендентом считался Евгений Ключарев (владелец Red Wings. — "ДП"). Но по состоянию на 2 недели назад я видел один из этих бортов в аэропорту Казани, занесенный снегом. Полагаю, это показатель, что сделка не состоялась".
Так или иначе, пока что ИФК требует с банкрота около 600 млн рублей. Еще около 48 млрд рублей долгов по кредитам предъявили 17 банков (крупнейшие из них Газпромбанк и "Глобэкс" с 13,7 млрд и 11,5 млрд рублей соответственно). Также 8,7 млрд рублей предъявил "Аэрофлот" по двум займам, полученным от него "Трансаэро" в сентябре 2015 года, когда решался вопрос о санации с участием лидера рынка. Еще 7,5 млрд рублей банкрот должен держателям облигаций, почти 2 млрд рублей — налоговой, около 700 млн рублей — персоналу, более 4 млрд рублей — топливным операторам, почти 1,5 млрд рублей — аэропортам.
"Мы уже в полном объеме сформировали резервы по "Трансаэро", эта задолженность никак не отразится на нашем бизнесе в этом году, — прокомментировали в группе "ВТБ". — По оставшимся у "Трансаэро" нашим самолетам нами ведутся активные переговоры. Банк будет добиваться возврата всех долгов и отстаивать свои интересы в рамках закона".
Остальные банки, опрошенные "ДП", наотрез отказались от комментариев по делу о банкротстве.
По мнению юристов, задействованных в процессе, основная конкуренция развернется между Сбербанком и ВЭБом. На исход битвы может повлиять Альфа–Банк, также проявляющий активную позицию в деле.