Террористы объявили войну европейскому менталитету

Автор фото: Петр Ковалев
Горожане возлагают цветы у стихийного мемориала жертвам теракта в Париже, у Генерального Консульства Франции в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, 12.

Франция столкнулась с самой серьезной террористической атакой в своей истории. Европейские спецслужбы оказались не готовы к войне с террористами на своей территории. Евросоюзу предстоит пересмотреть подходы к безопасности и миграционной политике.

Франция столкнулась с самой серьезной террористической атакой за всю свою историю. Весь мир отходит от первого шока и обсуждает полный провал европейских спецслужб, которые в эти дни особенно тщательно контролировали обстановку в Париже. И такой же полный провал толерантной миграционной политики Европы. А еще каждый, читая заголовки новостей и глядя на фотографии, прокручивает в голове мысль: "А что было бы, если бы это произошло со мной?".
Редакция dp.ru собирает вопросы и ответы (если ответы есть) о том, что произошло в эту пятницу 13 ноября в Париже. Эта подборка будет постоянно обновляться в течение выходных, по мере поступления новой информации.

Коротко: где и какие теракты произошли

13 ноября в семи районах Парижа прогремели взрывы и выстрелы. Ответственность за террористические акты взяла на себя ИГИЛ (террористическая организация, официально запрещенная в России, подробно об ИГИЛ можно прочитать по этой ссылке). Число погибших пока точно не установлено, говорят о 120-160 людях. Также более 200 человек получили серьезные ранения.
Стрельбу открыли у ресторана Petit Cambodge, у бара Carillon, в театре Батаклан, где взяли заложников. На стадионе Stade de France себя подорвали два террориста-смертника. Также террористы расстреливали людей на улице Де ля Фонтен о Руа и на улице де Шарон, возле бара La Belle equipe.
Автор: dp.ru
 

Первые минуты

Первые три взрыва прогремели рядом с крупнейшим парижским стадионом "Стад де Франс", где находилось 80 тыс. болельщиков, президент Франции Франсуа Олланд, главы МИД Франции и Германии. Почти в то же время террористы начали расстреливать посетителей нескольких парижских популярных ресторанов и баров.
Но самым жутким и кровопролитным стал теракт в концертном зале "Батаклан" во время концерта калифорнийской группы Eagles of Death Metal.
Как пишут выжившие посетители в социальных сетях, когда в зал вбежало несколько террористов с автоматами "Калашников", все решили, что происходящее - часть представления. Но затем началась стрельба. Террористы останавливались только на пару секунд, чтобы сменить "рожок". Люди упали на пол, друг на друга. Один из очевидцев описывает, как застрелили человека, лежавшего на нем, и это спасло ему жизнь.

Бороться или молиться

Зал "Батаклан" вмещает 1500 зрителей. Все билеты в этот день были проданы, и это значит, что в зале находилось именно столько - полторы тысячи человек. Но в рассказах очевидцев вы не увидите ни слова о том, что кто-то из них попытался остановить террористов. И сейчас, отойдя от шока, люди начинают задаваться вопросом, почему зрители, среди которых были сотни мужчин, дожидались помощи полицейских и не остановили нескольких террористов. Пусть даже у тех были автоматы, но численный перевес был явно на стороне зрителей.
Ждать полицейских и молиться, что в тебя лично и в твоих близких не выстрелят – это специфика европейского менталитета или естественная реакция любого человека, испытывающего страх смерти?  

Я - Шарли

Символично, что зал "Батаклан" расположен в нескольких сотнях метров от редакции скандального журнала Charlie Hebdo, где исламские террористы в январе этого года расстреляли сотрудников редакции во время планерки. Так они мстили за опубликованные в журнале карикатуры на пророка Мухаммеда. Тогда весь мир поддерживал редакцию этого издания и популярность получил слоган "Я – Шарли".
Тогда же парижане провели акцию: огромная толпа выстроилась в центре города с одним большим плакатом с надписью "NOT AFRAID" ("Не боимся"). Фотографию с того январского митинга начали прикреплять к новостям о нынешних террактах, особенно в соцсетях. Но в комментариях под такими постами тут же появились замечания: "Это старое фото". Толпа собралась в центре Парижа и сегодня. Вот только плакаты "Не боимся" уже никто не держит. Потому что теперь Европа, да и весь мир, действительно, напуганы. "Началась война" - фраза, которая сейчас сопровождает чуть ли ни каждый второй пост в европейских соцсетях.
На этом фоне разворачивается дискуссия, осмелится ли Charlie Hebdo продолжить свою информационную политику? Недавно журнал опубликовал карикатуры на тему авиакатастрофы российского рейса в Египте, после чего градус сострадания к нему со стороны россиян значительно уменьшился. Судя по отзывам в соцсетях, теперь начал снижаться этот градус и среди французов. Они пишут о том, что журналисты скандального издания "окончательно разозлили исламскую террористическую организацию". Впрочем, есть и другие высказывания - о том, что сейчас нужно думать не о Charlie Hebdo, а о гораздо более глобальных проблемах, с которыми столкнулся мир.

Предупреждать или реагировать

Во Франции введено чрезвычайное положение и пограничный контроль. Страна входит в Шенгенскую зону, так что на внутренних границах контроль до сих пор отсутствовал.
Европейские СМИ уже начали публиковать разгромные материалы о работе французских и всех европейских спецслужб. Им не удалось отследить подготовку столь массового и тщательно спланированного теракта, и это, определенно, полный провал.
Усугубляет картину то, что в эти дни в Париже проходил форум ООН о климатических проблемах, и в столицу Франции съехались представители всех европейских и не только стран, и спецслужбы особенно тщательно контролировали обстановку в городе.
Получается, что наблюдали они за своими собственными гражданами и за гостями города, вместо того, чтобы противостоять настоящей угрозе. Последнее, как оказалось, - не в их силах. Все, что они могут - это реагировать постфактум: закрывать границы, начинать поиски террористов, усиливать охрану.
В Париж ввели дополнительно 1500 военных. Французские СМИ сообщают, что ведут розыск террористов.
Но никто не может даже примерно предположить, сколько сейчас террористов находится в Париже. Где еще находятся террористы, и что они планируют сделать. Еще хуже то, что никто не может точно сказать, закончились ли теракты или, наоборот, это было только начало.
ФБР уже заявило о возможности аналогичных террористических атак в США, а премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон - о том же самом касательно своей страны.
Примечательно, что на этой неделе в российском "Фэйсбуке" прошла волна постов о том, что в Петербурге и Москве проходит операция "Антитеррор" и горожанам лучше воздержаться от посещения публичных мест. Официальные источники этой информации отсутствовали. Кто "вбросил" ее в социальные сети, а главное - зачем, не было ясно.
Сегодня об антитеррористических мерах в России заговорили уже открыто. Глава Минтранса Максим Соколов заявил, что охрана на транспорте будет усилена. Президент Владимир Путин призвал объединяться против угрозы ИГИЛ.

Добро пожаловать в Европу

Парижские теракты могут заставить Европу пересмотреть свою довольно открытую миграционную политику, которая уже не первый год обсуждается и внутри Евросоюза, и за его пределами. Террористы могли попасть в страну и в числе сирийских беженцев, которых Европа сейчас охотно принимает.
Так, Финляндия молниеносно отреагировала на парижские события и заявила об усилении охраны своих границ. Также тут же появились слухи о запрете полетов из России во Францию и даже во все страны Евросоюза, но Росавиация эту информацию пока опровергает.
Парижские теракты уже ставят в один ряд с крушением российского самолета в Египте, хотя причины этой авиакатастрофы пока окончательно не названы.  
Уже сейчас ясно, что произошедшее в Париже изменит многое как во внутренней политике Европы, так и в международной политике. Но главные изменения произойдут во взаимоотношениях людей, которые прекрасно понимают масштаб угрозы. И теперь им предстоит балансировать между агрессией к приезжим и ко всему исламскому миру в целом и присловутой толерантностью, между страхом за жизнь близких и повседневным спокойным бытом.

Реакция общества

Люди, оказавшиеся в центре страшных событий, сообщали о происходящем в своих социальных сетях. Некоторые даже вели онлайн-трансляцию в приложении Periscope, однако позже прекратили по требованию полиции - кровавые кадры могли быстро разойтись по СМИ.

#prayforparis #terrorattacks

Фото опубликовано Black Eagle (@blackeagle24)

Вскоре по интернету разлетелись рисунки в поддержку народа Франции, они стали символом этой трагедии. Главными словами поддержки стала фраза Pray for Paris ("Молимся за Париж").

#prayforparis #paris #terrorist #shooting #shooting #terrorattacks

Фото опубликовано @nohomobuthellapan

Францию поддержал английский художник Бэнкси. Он объединил в одном рисунке символ мира и символ Парижа, Эйфелеву башню.
Уже в первые часы после трагедии жители Парижа принесли первые цветы к местам терактов и на площадь Республики, люди несут цветы до сих пор. Президент Франции Франсуа Олланд объявил в стране трехдневный траур.
В России люди возложили цветы у здания посольства Франции в Москве и у здания консульства в Санкт-Петербурге.
Большинство французских печатных изданий на следующий день после трагедии выпустили номера, посвященные терактам.
Знаковые здания крупнейших городов мира сменили подсветку на сине-бело-красную, в цветах фрацузского флага — в знак поддержки и сочувствия.

So sad.... #prayforparis

Фото опубликовано Diana (@dianaguiz)

#скорбимвсеммиром #13ноября2015

Фото опубликовано @christinamirosh

Реакция в социальных сетях