Парламент Петербурга просит Путина вчитаться в ситуацию с газетами Петербурга

Автор фото: Сергей Михеев/Коммерсантъ

Петербургские депутаты во главе со спикером Вячеславом Макаровым пытаются спасти закрывшиеся городские газеты, обращаясь к Владимиру Путину. Перед выборами парламентарии лишаются пиар-каналов - и газет, и наружной рекламы, а возможности исправить дело пока не видно.

Депутаты петербургского Законодательного собрания обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой спасти городские газеты "Невское время", "Смена" и "Вечерний Петербург". Как говорится в тексте, парламентарии "выражают крайнюю обеспокоенность" и считают, что исчезновение газет "станет невосполнимой потерей для медиапространства Петербурга и серьезным нарушением прав граждан на получение актуальной и достоверной информации". Они просят Путина "вмешаться в разрешение сложившейся ситуации в целях сохранения" газет.
Все три издания входили в Балтийскую медиагруппу, которая после смерти ее основателя Олега Руднова перешла в руки холдинга News Media Арама Габрелянова наряду с другими активами - порталом БалтИнфо, парой радиостанций и телеканалом 100ТВ. Арам Габрелянов "сотку" переформатировал в Life78, перезапустил радио "Балтика", а портал и газеты недолго думая решил закрыть как бесперспективные. Последние номера "Смены" и "Вечернего Петербурга" вышли недавно, на днях выйдет последний номер "Невского времени".
Проект обращения внес спикер ЗС Вячеслав Макаров. Именно он начал проявлять бурную активность по сохранению газет с того момента, как стало известно об их закрытии. В начале октября он написал письмо Араму Габрелянову, в котором изъявлял готовность парламента и себя лично взять ответственность за газеты; хотя его поддержал глава комитета по печати Смольного Сергей Серезлеев и Союз журналистов Петербурга, все же мотором движения в защиту газет остается спикер.
Защитники СМИ во главе с Вячеславом Макаровым упирают на старинную историю изданий и их славное прошлое. Скептики разводят руками - тираж газет был в последние годы мизерный, прибыли они не приносили никакой. "Безусловно, они должны остаться в информационном пространстве, и мы будем делать для этого все, - говорил спикер. - Уверяю вас, мы найдем возможность для того, чтобы эти газеты сохранились". "Президент может все!" - заявил он при принятии обращения.
Что именно придумает Вячеслав Макаров, пока не вполне понятно, потому что даже если депутаты сумеют выбить на газеты строчку в бюджете-2016, чего пока не предусмотрено, надо как-то добиться от собственника вообще продажи или передачи брендов в другие руки и, собственно, найти эти руки, то есть инвесторов. До Олега Руднова соучредителем "Смены" было Законодательное собрание, и к этому, наверное, можно было бы попробовать вернуться, но это только одно из трех изданий.
Вячеслав Макаров, конечно, наверняка переживает за судьбу городских газет, но с практической точки зрения их закрытие в предвыборный год означает исчезновение крупной площадки для пиара. У Смольного так или иначе есть "Петербургский дневник", депутатам остаются бесплатные газеты да "Санкт-Петербургские ведомости", которые тоже пользуются бюджетной поддержкой. Да, тираж "Невского времени", "Смены" и "Вечернего Петербурга" невелик, но все-таки общий тираж - около 36 тыс. экземпляров, среди, например, бюджетников своя аудитория у них есть, и вполне возможны варианты временных денежных вливаний, спецвыпусков или приложений с повышенным тиражом, как это было с агитацией Георгия Полтавченко в газете "Из рук в руки" на губернаторских выборах в прошлом году.
Мотивы спикера понятны: в условиях сложных отношений со Смольным он очевидно заинтересован в информационной поддержке парламенту, но у него почти нет технической возможности для этого. А администрация тем временем запустила новый медиацентр, обещая большое количество выступлений. На открытии медиацентра почетным гостем был глава исполкома ОНФ в Петербурге Олег Довганюк, что, видимо, тоже должно настораживать городских единороссов.
На это накладывается еще и аховая ситуация с наружной рекламой. Как известно, с 1 марта 2016 года согласно распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева все-таки вступает в силу знаменитый ГОСТ, фактически запрещающий размещение наружной рекламы на улицах городов. В Петербурге власти собираются сносить более 90% рекламных щитов, остается лишь около 500 конструкций, но все они будут расположены далеко на окраинах.
Относительно выборов это означает, что все их участники будут физически лишены привычной возможности самопрезентации с билбордов. Если для выдвиженцев "от Смольного" это может быть не очень актуально, то для всех остальных - актуально. В 2011 году "Единая Россия" весь город завесила плакатами "Выбери Петербург". Останутся пикеты у метро, останутся листовки и предвыборные газеты в почтовых ящиках, но спам в наши дни уже мало кто читает, а уличная агитация все же заметно уступает по охвату и привлечению внимания. Кстати, и Горизбирком лишится площадки для извещения горожан о выборах.