"ДП" вспоминает, как российские регионы превращали в бренды

Автор фото: russiatourism.ru

В Москве сегодня огласили финалистов конкурса "Туристский бренд России", а "ДП" вспомнил неоднократные попытки превратить в бренд и наградить логотипами многочисленные города нашей страны. Большинство из которых оказались не очень удачными.

Несколько часов назад в Москве объявили трех финалистов конкурса "Туристский бренд России", организованного  Ростуризмом и Минкультуры РФ. Выбрать их должны были еще 27 сентября, в День туризма. Но именно сегодня творения, через призму которых, предполагается, потенциальные туристы будут смотреть на Россию, явили миру. Чести удостоились проекты Андриевской Оксаны, Кагарова Эркена и Ефанова Андрея (первые три фото из галереи "Шорт-лист").
Шорт-лист из 10 наиболее вероятных претендентов выбрали еще 4 сентября. Там, как водится, ничего необычного: хохлома, медведи, елки, церкви, сердца и жар-птицы. Хорошо хоть на этот раз обошлось без матрешек.
Впрочем, если просмотреть все представленные варианты, то там и матрешки, и еще больше медведей, еще больше слова "Россия" во всевозможных вариациях, а главное — очень много душевности. Даже нашлось изображение двух авосек с обнадеживающей подписью: "Авось вы полюбите". После просмотра становится понятно, что доверять использование графических редакторов, да и просто карандаши с красками, конечно, стоит не каждому.
Попытки брендировать Россию и снабдить логотипами ее регионы предпринимались неоднократно, и очень часто все крутилось вокруг медведей, матрешек, балалаек, куполов и всего того, что иностранцы и так уже знают о России. А все попытки отойти от столь традиционных ценностей наталкивались на непонимание и протесты. Видимо, слишком близко все это русскому человеку. Потом все снова возвращалось к медведям и так в итоге ничем и не заканчивалось.

Медведи и Петербург

Автор: globalrussia.com
Несколько лет назад правительство Санкт-Петербурга запустило кампанию со слоганом No Bears Just Beauty, рассчитанную, очевидно, на совсем уж стереотипно мыслящих туристов. Плакаты демонстрировали медведей на фоне самых известных петербургских достопримечательностей и с укором вопрошали: "Вот так вы представляли себе Петербург?" А видеоролики демонстрировали бурых мишек, разгуливающих по Эрмитажу и ползающих по Казанскому собору. Во всех сюжетах красовалась пояснительная надпись: "Никаких медведей. Только красота". Ролики и картинки разошлись по просторам Интернета, но символами города так и не стали.
А уже в 2014 году логотип Петербурга представила студия Артемия Лебедева и предложила его городу по скромной цене в 1 рубль. Причем за эти крайне небольшие деньги  городу достался целых набор логотипов, которые можно комбинировать по собственному усмотрению, впрочем, пока широкого распространения они так и не получили.
Автор: Студия Артемия Лебедева

Недоверие к профессионалам

Лебедевская машина по созданию логотипов для всех городов РФ стартовала еще в 2009 году. Тогда студия продемонстрировала логотип города Пермь, в роли которого выступила жирная красная буква П. Кстати, он стал первым логотипом, где обошлось без лесов, медведей, балалаек, матрешек и прочих "исконно русских" символов, которыми так принято награждать города.
Автор: Студия Артемия Лебедева
Правда, жители города и даже глава Перми Игорь Шубин как-то не очень оценили дизайнерское решение. Наверное, именно поэтому в 2014 году в качестве логотипа был предложен кубический разноцветный медведь, созданный дизайнерами из Ozon Group.
Автор: ozongroup.ru
Уфа несколько лет готовилась к тому, чтобы, наконец, обзавестись собственным логотипом, и в нынешнем году местные дизайнеры по собственной инициативе все-таки предложили свой вариант. За основу логотипа взяли красующиеся на здании уфимского аэропорта "три шурупа" (надпись "Уфа" на башкирском языке выглядит как шляпки трех шурупов). Реакция общественности, впрочем, тоже оказалась не очень внятной.
Автор: ИТАР-ТАСС/ Николай Марочкин
Проблема с тем, чтобы доверять такую серьезную вещь, как логотип города или даже целой страны, профессионалам, заключается в том, что народ может и не понять точки зрения одной креативной (пусть и профессиональной) личности или даже команды таких личностей. Будет потом ходить с транспарантами и утверждать, например,  что "П" — это вовсе не Пермь, а плевок в душу и позор.
Автор: Студия Артемия Лебедева
С другой стороны, если доверить решение самому народу, то выбирать придется между просто непрофессиональными вариантами и теми, что давно уже вывались за границы элементарной адекватности. Как, например, получилось в случае с Череповцом.
Автор: cherinfo.ru