Нотариус Нотариальной палаты СПб Алексей Комаров о том, зачем нужно снимать на камеру работу нотариусов.
Этим летом вступили в силу изменения в закон о нотариате, которые предусматривают возможность использования средств видеофиксации при совершении нотариальных действий. Теперь мы, нотариусы, ждем от Федеральной нотариальной палаты регламента этой процедуры: технические параметры оборудования, порядок записи и хранения файлов и пр. Думаю, через месяц–два он появится. Пока же в некоторых конторах существует видеофиксация в целях безопасности работы офиса, но как способ доказательства в суде она использоваться не может.
Для чего она нужна? Хотя бы для того, чтобы иметь доказательство, что лицо, заверявшее документ, действительно было вменяемо. По моим данным, до 80% попыток оспаривания нотариально заверенного документа происходит по статье 177 ГК: мол, лицо находилось в состоянии, когда не было способно понимать значение своих действий, руководить ими. Это чаще всего касается завещаний, сделок купли–продажи или дарения. Бывает, что обиженные наследники пытаются ставить под сомнение оформление завещания. При проведенной нотариусом видеозаписи выходить в суд сторонам объективного смысла не будет. Шансы оспорить заверенный таким образом документ нулевые. Поэтому нововведение разгрузит судебную систему от бесперспективных исков.
Отношение к нашему правосудию и правоохранительной системе в обществе неоднозначное, очевиден запрос на открытость. Поэтому видеофиксация — это не только дополнительный элемент обеспечения законности сделки, но и средство борьбы с предвзятостью по отношению к нотариальным сделкам. Нововведение пойдет на пользу всем: нотариусам, судам и самим клиентам. Видеофиксация нотариального действия успешно используется и за рубежом, особенно при оформлении завещаний. Поэтому введение видеофиксации оцениваю положительно. В связи с новацией никаких сложностей при обращении к нотариусу клиенты не заметят.
Спор между людьми нередко носит отложенный характер, так, завещание может быть оспорено даже через 10 лет после его заверения. И видеозапись тогда станет объективным критерием мнения нотариуса о дееспособности лица. Нотариус устанавливает таковую дееспособность, в том числе исходя из устной беседы, что носит субъективный характер. К тому же по прошествии нескольких лет нотариус может элементарно забыть лица участников сделки.
Читайте также:
Авторская колонка
Зачем юрлицам нужны типовые уставы
Возможно, для ряда нотариусов стоимость оборудования и хранения записи может быть существенной, особенно учитывая значительное ослабление курса рубля за последний год, снижение объема нотариальных действий из–за кризиса в экономике.
Впрочем, уверен, что затраты себя оправдают: считаю, что спокойствие как нотариуса, так и граждан стоит этих трат. Тем более с учетом того, что нотариальный документ и его видеофиксация имеют особую доказательную силу перед другими предоставленными суду доказательствами сторон, это будет сильным конкурентным преимуществом нотариальной сделки перед договором в простой письменной форме.