В России экономическая статистика обычно оказывается хуже ожиданий, а ее публикация влечет пересмотр прогнозов в худшую сторону. Причины падения экономики известны, и стране остается уповать только на чудо, считает редактор "ДП" Александр Пирожков.
Валовый внутренний продукт (ВВП) России за январь–июль 2015 года снизился на 3,6%, а за июль по сравнению с июлем прошлого года снижение составило 4,6%. Такие данные опубликовало в пятницу, 28 августа, Минэкономразвития РФ. Любопытно, что днем ранее похожие цифры, но с противоположным знаком выпустило министерство торговли США. Оно улучшило оценку роста американского ВВП во II квартале 2015 года с 2,3 до 3,7% в пересчете на годовые темпы благодаря более значительному увеличению потребительских и корпоративных расходов. Эти данные заметно превысили как первоначальную оценку динамики американского ВВП, так и ожидания аналитиков, что стало одной из причин бурного ралли на сырьевых и фондовых рынках (см. по ссылке). В России же в последнее время экономическая статистика обычно оказывается хуже ожиданий, а ее публикация влечет за собой пересмотр дальнейших прогнозов в худшую сторону. При этом повторяющиеся комментарии членов правительства о том, что экономика, кажется, нащупала дно и вот–вот соберется с силами, чтобы начать рост, вызывают у публики лишь саркастические ухмылки. Не далее как в пятницу, 28 августа, стало известно, что международное рейтинговое агентство Moody's ухудшило прогноз для российской экономики: согласно новым оценкам, ВВП РФ уменьшится в 2016 году на 0,5–1,5%, тогда как ранее ожидалась нулевая динамика.
Вряд ли стоит в очередной раз перечислять находящиеся на поверхности причины падения российской экономики вроде обрушения нефтяных цен и международных санкций. Да и глубинные причины, такие как беззащитность бизнеса перед произволом чиновника, полицейского или судьи, тоже ни для кого не секрет.
Никаких заметных изменений в стратегии и тактике государственного управления не происходит. А это значит, что уповать приходится на чудо: резкий рост цен на товары российского экспорта или внезапную отмену санкций по отношению к России вкупе с нашими антисанкциями. Что ж, чудеса порой случаются. Подтверждением тому может служить 16%–ный взлет нефтяных цен за 2 дня в конце прошлой недели. Если бы рынки могли расти подобными темпами не пару дней, а 2–3 недели, то уже этой осенью мы забыли бы кризис как страшный сон.