Лилия Агаркова Все статьи автора
27 августа 2015, 15:28 1616

Борьба за места для автолавок выходит на новый виток

Российская Федерация. Санкт-Петербург. Торговля с машин.
Фото: Свистунова Валентина

Чиновники Смольного в закрытом режиме встретились с владельцами автолавок, которые в результате скандального передела рынка нестационарной торговли потеряли места. Власти выслушали предпринимателей, оставшихся не у дел, но ничего предложить не смогли.

В июле в городе началась война за места под автолавки: тем, кто занимал проходные места со своей продукцией по 5 и более лет, сказали, что они свободны. Имена новичков — компаний и ИП, получивших в итоге 163 места в городе под автолавки, комитет имущественных отношений старательно держит в секрете, хотя они распределены еще в конце июля. Городской объем рынка автолавок оценивается почти в 1,5 млрд рублей в год, однако в действительности он может быть в 3,5 раза больше. По данным КРППР, в настоящее время в Петербурге насчитывается 468 точек передвижной торговли.

КИО рассказал, какие компании получили первые договоры на размещение киосков

КИО рассказал, какие компании получили первые договоры на размещение киосков

820
Марина Васильева

По федеральному закону места под автолавки, а также киоски прессы и пункты по ремонту обуви предоставляются городом без конкурса. Порядок распределения описан в распоряжении комитета имущественных отношений (КИО) № 15-ро. Суть его сводится к тому, что кто первым подал заявление на место, если оно было правильно оформлено (в том числе и нотариально), тот и занял вожделенное место. Но заявления одновременно принимали как в управлении по работе с клиентами КИО, так и просто через ящик для корреспонденции КИО, и, как декларировалось, также через МФЦ таким образом, возникли конфликты между фирмами, подававшими заявления практически в одно и то же время. Процедура, как поступать, если в одно и то же время поданы заявки от разных претендентов, как и то, кому достается место в случае отказа от него компании-заявителя, в постановлении оказалась не прописана.

26 августа в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) с участием КИО и владельцев 25 компаний-производителей, торгующих через автолавки — старых и новых, прошло закрытое совещание. Журналистов на него не пустили. От КРППР в совещании принимали участие заместитель председателя комитета Лидия Громова и начальник отдела потребительского рынка Елена Капустина. От КИО — она и озвучивала итоги компании по распределению мест — начальник управления земельных ресурсов КИО Марина Троицкая. Как рассказывают участники совещания, основные места получила компания "Быстроежка" (на самом деле, по заявлению самой "Быстроежки", только 23 места) и производитель рыбных консервов "Танита Фиш" (по данным СПАРК , владелица Татьяна Некрасова, компания зарегистрирована в Стрельне), которая подавала заявки на 74 места. Кто получил остальные места и в каком количестве, в настоящий момент не известно, в КИО об этом был направлен запрос 19 августа и ответа до сих пор нет. "ДП" удалось дозвониться до Марины Троицкой, но, извинившись, она ответила, что не уполномочена давать комментарии прессе и попросила обратиться официально в приемную председателя, хотя отметила, что решение для всех недовольных есть и КИО работает над ним.

Юрий Ханонов, владелец компании "Агробалт" (бренд "Месье Патисье"), подавший заявки на 33 места и получивший отказ, рассказал "ДП", что чиновники только выслушали предпринимателей и ничего не предложили.

"Нам рассказали, — отмечает Тамара Лебедева, директор по рознице компании "Буше", — что через 2 недели якобы появятся новые 155 мест под автолавки, а в постановление, которое спровоцировало неразбериху с распределением мест, внесут изменения — там появится ясное указание на то, что места должны получать именно производители продукции". В "Буше" узнали о новом порядке 6 июня и подали заявки 26 июня, как только это стало возможным. "Но наши места в схеме почему-то были распределены между разносной и развозной торговлей, — рассказывает директор, — и мы подали только на развозную всего четыре заявки". Компания "Буше" — одна из пионеров рынка, она торгует через автолавки почти 10 лет. "Когда-то мы начали с легкой руки Валентины Матвиенко, — рассказывает Тамара Лебедева, — и приобрели машины итальянского производства стоимостью 80 тыс. евро каждая". У станций метро сейчас работает 16 машин "Буше". За 10 лет потребители привыкли к продукции компании, хотя большую часть хлеба, булочек и пирожных компания реализует через сеть собственных кафе, а также оптом. "Но автолавки — существенная часть сбыта, — говорит Тамара Лебедева, — рентабельность там выше, чем в торговом зале, в 2-3 раза". Сейчас автолавки "Буше" — вне закона.

Ветераны рынка автолавок, компании "Месье Патисье", "Буше", "Ленрегионпродукт", "Балтийский хлеб" и другие, готовят обращение к губернатору. Смысл обращения в том, чтобы отменить результаты распределения мест и распределить их заново.

Другая группа автолавочников, которая также недовольна ситуацией, — компании "Каскад" и IBP-group ("Бабушкины пироги", "Ватрушка"), подконтрольные "Союзу малых предприятий СПб" Александра Доронина, и компания "Быстроежка" с брендом "Тили-тесто", подконтрольная через НП "Объединение малого и среднего предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли "Северо-Западный регион" предпринимателю Павлу Альтову. Павел Альтов говорит о том, что корень проблемы этого рынка лежит в истории. "Самая большая иллюзия — это то, что 5 лет назад был уведомительный порядок для начала работы автолавок в городе и все желающие заняли те места, которые им просто понравились. Этого не было! — восклицает Павел Альтов. — Порядок был сложный, многоступенчатый, через вхождение в городскую Адресную программу".

В Адресной программе 2012 года было более 400 мест для ведения торговли с колес. Объем рынка измерялся в 2,4 млрд рублей. Затем изменилось законодательство, и все автолавки оказались несанкционированными. Чтобы сохранить отрасль, в октябре 2014 года председатель КРППР Эльгиз Качаев обратился к начальнику ГУ МВД России по СПб и ЛО Сергею Умнову с просьбой не ликвидировать этот сектор городской торговли. Каждая легальная автолавка получила сопроводительное письмо, защищающее ее владельцев от вопросов полиции. Однако неопределенным моментом воспользовались некоторые владельцы автолавок и поставили дополнительные точки без разрешений. "Произошло то, что сделало этот рынок фактически теневым — кто-то сдвинулся на несколько золотых метров и перегородил поток остальным, кто-то вывел дополнительно несколько машин, взяв для разрешения возможных проблем на работу бывших сотрудников полиции, и так далее", — рассказывает Павел Альтов. О том, что ситуация с автолавками совсем не простая, говорит и исследование "Северо-Западного региона" — оно есть в распоряжении "ДП", здесь конкретные адреса и фотографии машин, стоящих не на своих местах.

Смольный будет размещать летние кафе, автолавки и ларьки по ремонту обуви без конкурса

Смольный будет размещать летние кафе, автолавки и ларьки по ремонту обуви без конкурса

891
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама