Сеть «Вот он я» активно расширяется в Петербурге, но остается убыточной

Автор фото: Сергей Коньков

Сеть детских магазинов «Вот он я» акционера Х5 Retail Group Татьяны Франус активно расширяет свое присутствие в Петербурге, делая ставку на спальные районы. Несмотря на то что сеть уже догоняет лидеров рынка, она является убыточной.

Компания «Вотоня» , развивающая детскую сеть и интернет-магазин под брендом «Вот он я», принадлежит Татьяне Франус (25%), ее сыну Сергею (55%), а также экс-генеральному директору «Карусели» Олегу Прокопюку (20%), следует из данных СПАРК.
Предпринимательница известна тем, что была партнером Андрея Рогачева в розничных проектах «Пятерочка» и «Карусель», которыми сегодня управляет Х5 Retail Group. В Х5, капитализация которой составляет $4,6 млрд, бизнесвумен принадлежит 0,6%.
Кстати, Татьяна Франус еще более закрытый человек, чем ее экс-партнер Андрей Рогачев, который в свое время даже приложил усилия, чтобы убрать из интернет-ресурсов все свои фотографии (впрочем, парочка снимков все равно гуляет в Сети). На звонки журналистов Андрей Рогачев отвечает охотно, хоть и не комментирует никогда свои бизнес-планы. Фотографий же Татьяны Франус нет нигде.
Компания «Вотоня» создана в 2012 году и начинала работу как интернет-магазин, однако с 2014 года стала активно развивать сеть магазинов в стрит-ретейле. На сегодня сеть «Вот он я» догнала по количеству торговых точек одного из пионеров петербургского рынка детских товаров сеть «Здоровый малыш»: у обоих игроков в Петербурге по 39 магазинов. С учетом магазинов в Ленобласти у «Вот он я» 44 торговые точки, причем в каждой находятся пункты выдачи онлайн-заказов. Интернет-магазин насчитывает более 20 тыс. наименований товара, указано на сайте компании.
По данным отраслевого портала детских товаров «РДТ-инфо», до конца 2015 года «Вот он я» намерен довести число магазинов до 50. Для сравнения: у лидера петербургского рынка детских товаров ГК «Дети» (сети «Здоровый малыш», «Дети», «Мама детям») 75 магазинов в городе.
На уточняющие вопросы, отправленные «ДП» в ГК «Дети» и «Вотоня», в этих компаниях отвечать не стали.

Убыточный «Вот он я»

Несмотря на активный рост сети, компания пока еще убыточна. Так, по данным СПАРК, в 2013 году (данные за 2014 год еще не опубликованы) выручка ООО «Вотоня» составила 39,960 млн рублей, а чистый убыток — 50,4 млн рублей.
Офлайновые магазины ретейлер открывает преимущественно в спальных и новых районах массовой жилой застройки. В частности, он ищет помещения в жилых комплексах «Северная Долина», «Девяткино», «Кудрово» и других, говорят брокеры.
Кстати, некоторые точки расположены в ЖК, построенных строительной компанией «Мавис», соучредителем которой также является Татьяна Франус. «В основном сеть ищет небольшие площади — от 50 до 150 м2 — с арендным бюджетом до 150 тыс. рублей в месяц за помещение», — говорит руководитель департамента стрит-ретейла Colliers International в Петербурге Ольга Аткачис.
Однако сегодня ретейлер готов открывать магазины уже и по 300 м2, сообщил руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Владислав Фадеев. В ряде случаев «Вот он я» уже заняла места закрытых магазинов «Здоровый малыш».
«Судя по сайту, компания нацелена на федеральный уровень. У нее есть возможность доставки товара практически в любой город России», — говорит генеральный директор ИА «Инфолайн» Иван Федяков, отмечая, что «Вот он я» работает в наиболее жизнеспособном гибридном формате: онлайн-торговля дополняется офлайновыми магазинами.
Основными конкурентами в Интернете для «Вот он я» участники рынка считают не специализированные, а универсальные сети типа «Юлмарта» и «Ситилинка».